«Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Познакомить детей с биографией художника,Привевать любовь к искуству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова»

Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

Задачи:

познакомить детей с биографией художника

— сформировать представления детей о В. М. Васнецове, как о творческой личности

— прививать любовь к искусству

— актуализировать и закрепить новые для детей слова: семинария, губерния.

— развивать, речь детей, память, мышление, внимание.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что такое губерния?». Знакомство детей с новым словом, объяснение, примеры. Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», чтение былин о русских богатырях,.

Материалы к занятию:

Портрет В. М. Васнецова, репродукции картин Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Снегурочка», картинки с изображением деревни, игрушек и предметов Вятской росписи, изображение здания Третьяковской галереи.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. Перед ними на доске портрет Виктора Михайловича Васнецова.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что он … (Художник)

Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, кого называют художником?

- Правильно, это человек, который пишет картины.

Но ведь каждый из нас может написать картину. Значит ли это что каждого из нас можно назвать художником? (ответы детей)

-А чем будут отличаться картины настоящего художника от наших? (ответы детей)

Правильно! Эти картины - произведения искусства. Немногие способны

создать такое.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из таких выдающихся русских художников Викторе Михайловиче Васнецове, о его картинах и о том, почему они считаются произведениями искусства. Посмотрите на его портрет.

Воспитатель: Виктор Михайлович родился в 1848 году, это было очень давно, с тех пор прошло уже более 150 лет. Это было так давно, что еще на свете не было ваших бабушек и дедушек. Виктор Михайлович родился в далекой русской деревне Лопьял Вятской губернии (показ картинки с изображением деревни).

Местность, где жил Васнецов, славилась своими мастерами и мастерицами, они разрисовывали ложки, мебель, игрушки (показ картинок с изображением Вятской росписи).

Вся красота, окружавшая Васнецова с детства, открыла в нем талант художника. Еще в детстве Виктор Михайлович Васнецов очень любил рисовать, он мечтал стать художником. Но раньше было очень сложно выбрать профессию по своему желанию, мальчики должны были получить ту профессию, которая была у отца, а отец Васнецова был священником, поэтому он пошел учиться в семинарию. Отец рассказывал ему про звезды, показывал созвездия. А еще отец учил его любить родную природу, родные деревни и города. Васнецов со своим отцом ходили по широким полям, по таежным глухим лесам, которые находились рядом с их деревней, ходили вдоль извилистых речек. Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника. С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках пели русские женщины.

Каждую свободную минуту в семинарии Васнецов рисовал. Рисование стало для него

главным делом в жизни. Он попросил отца разрешить ему уйти из семинарии и поехать учиться на художника. Отец разрешил, и Васнецов уехал в Санкт-Петербург, поступил там в Академию художеств. Виктор Михайлович за свою жизнь написал очень много картин, большинство из которых находятся в Москве в Третьяковской галерее и в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Посмотрите, пожалуйста, сюда, вот само здание Третьяковской галереи.

Перед тем как построить здание Третьяковской галереи Васнецова попросили нарисовать, каким это здание могло бы быть, он нарисовал, и по его рисункам здание было построено.

Воспитатель: Ребята, я вам рассказала о Викторе Михайловиче Васнецове, теперь вы знаете, где он рос, что любил, почему стал художником.

А сейчас я предлагаю вам пройти в зал и рассмотреть картины Виктора Михайловича Васнецова. Но прежде, чем мы выйдем из группы давайте вспомним правила поведения в музеях, выставочных залах, картинных галереях.

(Ответы детей: разговаривать в полголоса, громко не смеяться, не мешать окружающим, не трогать экспонаты руками). (6 минут)

Дети проходят в зал.

(В зале заранее расставлены репродукции картин Васнецова. Картины стоят на фланелеграфах, стульях, подставках, все фланелеграфы, стулья, подставки накрыты тканью (для эстетического воспитания детей).

Дети ходят по залу, рассматривают картины. (1,5-2 минуты).

Воспитатель: -Ребята, вы сейчас посмотрели картины Виктора Михайловича Васнецова, скажите, что вы видите общего в этих картинах.

(Ответы детей: Картины по сказкам)

Воспитатель: -Совершенно верно, картины, которые мы видим здесь, написаны по сказкам и былинам.

Воспитатель: -А теперь давайте поговорим о каждой из этих картин. Подойдите, пожалуйста, сюда перед вами картина «Алёнушка». Эта картина была первой из картин по сказкам.

— Как вы думаете к какой сказке была написана эта картина?

(«Сестрица – Алёнушка и братец – Иванушка»)

— Кого мы видим на картине? (Ответы детей)

— Где она находится? (Ответы детей)

— Посмотрите на лицо Аленушки. Какие у нее глаза? (Печальные) Волосы? (Волосы выбились из кос, растрепались).

Обратите внимание, что небо тоскливое, бледно-серое, вызывает печальное настроение. Эти приемы помогают художнику создать впечатление, что природа, окружающая девочку, тоскует и переживает вместе с ней. Картина немного грустная, но прекрасная.

Физминутка «Мы теперь – богатыри»

Потянулись: раз, два, три. Потянуться.

Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.

Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из–под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

Воспитатель: — А теперь давайте рассмотрим картину «Богатыри». Васнецов изобразил здесь русских богатырей в полной силе, важных и непобедимых. Художник работал над этой картиной около двадцати лет. Ее размеры 295,3 446 см.

Посмотрите на картину. На широкой равнине остановились три могучих русских богатыря.

– Кто такой богатырь? Ответы детей. (герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)

— Мы с вами читали былины о богатырях, давайте вспомним их имена. (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец).

— Понравилась ли вам эта картина? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: — Ребята теперь подойдите к этой картине, я думаю, что ее название вы мне назовете сами. (Ответы детей: «Снегурочка»).

— Совершенно, верно.

Воспитатель: — Эту картину Васнецов написал, когда гостил у своего друга в Подмосковье, у этого друга был огромный дом и там всегда гостило много людей. И часто они ставили спектакли. И вот как-то зимой решили поставить спектакль «Снегурочка». Васнецов тоже играл в этом спектакле, ему досталась роль Деда Мороза. Спектакль был сыгран прекрасно и после спектакля художник написал эту картину.

-Что вас поразило больше всего? Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В. В Васнецов? (Ответы детей)

— А кому из вас эта картина понравилась больше, чем другие? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: — Ребята, сейчас мы с вами рассмотрели три картины Васнецова: «Алёнушка», «Богатыри», «Снегурочка». Картины действительно чудесные, мы как будто с вами попали в сказку.

Воспитатель: — Теперь вы знаете, что каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение. И сегодня вы узнали, что Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную русскую природу, русские сказки и былины, и эту любовь он передал в своих картинах.

Воспитатель: — Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: — Мне тоже очень понравилось, как вы занимались, как внимательно слушали, как хорошо отвечали на вопросы. Всем спасибо.