Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателей как средство формирования положительного отношения к книге Бычкова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11» г.Заречный
статья по развитию речи (старшая группа)

Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника и всевозможные игрушки. С развитием различных современных технологий таких как: смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры - книга перестает быть важным предметом в жизни дошкольников.

Старший дошкольный возраст — это новый этап в литературном развитии детей. Главную роль в ознакомлении детей с художественной литературой играют взрослые. Книги помогают формировать личность дошкольника, его нравственность, эстетические чувства, интеллект, эмоциональность, коммуникативность.Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника и всевозможные игрушки. С развитием различных современных технологий таких как: смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры - книга перестает быть важным предметом в жизни дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_elektronnyy_zhurnal_prosveshchenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателей как средство формирования положительного отношения к книге

Бычкова Светлана Александровна,

воспитатель МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11» г.Заречный

Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника и всевозможные игрушки. С развитием различных современных технологий таких как: смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры - книга перестает быть важным предметом в жизни дошкольников.

Старший дошкольный возраст — это новый этап в литературном развитии детей. Главную роль в ознакомлении детей с художественной литературой играют взрослые. Книги помогают формировать личность дошкольника, его нравственность, эстетические чувства, интеллект, эмоциональность, коммуникативность.

Передо мной встала задача: создать условия для воспитания у каждого ребёнка моей группы интереса к книгам, научить их бережно относиться к ним. Ирина Токмакова называла детскую литературу - «первоосновой воспитания». Среди методов воспитания положительного отношения к книге большое значение имеет ознакомление с творчеством писателей.

Для этого я разработала перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с творчеством детских писателей и поэтов, таких как А.С. Пушкин, И. Бунин, К.И. Чуковский, С.Я Маршак, А. Барто, Н. Носов, Ш. Перро, М. Пришвин и др. План содержит не только произведения для прочтения, но и мероприятия различной направленности. Весь материал равномерно распределен по месяцам учебного года. Такое планирование позволяет педагогу проводить работу по ознакомлению детей с творчеством писателей целенаправленно и комплексно.

Для формирования положительного отношения к книге необходимо было создать такую атмосферу в группе, в которой общение с книгой, ее автором вызывало бы у ребёнка только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Поэтому необходимым элементом развивающей предметно-пространственной среды в нашей групповой комнате является книжный уголок. Это оформленное место, где ребёнок самостоятельно выбирает книгу и спокойно рассматривает её, как бы « перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к ярким эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке мы помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы, устраиваем выставки книг, периодически обновляя их.

Главная заповедь для меня при ознакомлении дошкольников с творчеством писателя: «Вызови интерес к автору и его творчеству».

Изучение биографии писателя - сложный процесс. В дошкольном возрасте дети обычно лишь мельком встречаются с писателем. Педагогам следует особенно внимательно подходить к этому вопросу, чтобы сделать первую встречу с писателем особенно яркой и незабываемой. 

Существуют различные приемы ознакомления детей с творчеством писателя. Я использую такой: показываю детям портрет писателя, называю его, опираясь на опыт детей, предлагаю вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Этот прием даёт ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других, созданных писателем. Знакомя детей с биографией писателя, отбираю сведения, доступные по содержанию дошкольникам: о детстве и семье автора, интересные факты из жизни и творчества, называю героев его произведений, их характер. Так дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.

Для того, чтобы формирование познавательного интереса к художественной литературе в процессе ознакомления с творчеством детских писателей было эффективно, помимо рассказа о писателе мы проводим литературные праздники, праздник Книги, создаём альбомы жизнеописания писателей, выставки любимых произведений, постановки спектаклей и сценок, конкурсы, викторины.

Ежегодно в детском саду проводится фестиваль «В гостях у сказки», где дети совместно с родителями показывают театральные постановки по мотивам знакомых литературных произведений. В этом году мы показывали сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Большую помощь в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с творчеством писателей играет взаимодействие с библиотекой. По причине удаленности детского сада от городской библиотеки, наше сотрудничество заключается в том, что 2 раза в месяц работники библиотеки приносят подборки книг творчества различных авторов к нам в группу. Дети ждут этих встреч, бережно расставляют принесенные книги в книжном уголке, рассказывают библиотекарю о писателе, с чьим творчеством познакомились.

Поддерживаю и поощряю стремление детей к постоянному общению с книгой. Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры: «Ищем героя», «Путаница», «Сказочные слова», «Волшебная фраза», «Продолжи строчку», «Угадай рифму», «Озвучиваем диафильм».

Все полученные знания дети отражают в игровой деятельности. «Библиотека», «Книжкина больница».

Родители – первые взрослые, кто вводит детей в мир книг. Родительский пример для ребенка наиболее убедителен.

В рамках родительского клуба «Хотим все знать» мы проводили круглые столы «Шаги навстречу книге», «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Мудрый волшебник С. Маршак». Эти мероприятия помогают родителям целенаправленно формировать у детей познавательный интерес к литературе.

Поддерживать интерес детей к творчеству писателей помогают домашние библиотеки. Дети с удовольствием приносят из дома имеющиеся у них книги автора, с которым познакомились в группе.

Работа над этой темой еще не завершена, но уже сейчас можно сказать, что у детей повысился интерес к книге, обогатились знания о творчестве детских писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии и средства формирования положительного отношения к труду у дошкольников.

Представлен опыт работы детского сада по формированию положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников. (консультация для педагогов)

Трудовое воспитание всегда оставалось и остается одной из актуальных проблем педагогики. Необходимо выяснить истоки зарождения трудовой деятельности, чтобы не упустить оптимальные сроки формирования э...

Мастер-класс «Ознакомление старших дошкольников с составом числа в процессе использования развивающих игр» Бычкова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11» г.Заречный

В старшем дошкольном возрасте стоит задача: изучение детьми состава числа из двух меньших в пределах 10. Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деят...

«Знакомство с творчеством детских писателей как средство формирования читательского интереса и развития творческих способностей у дошкольников»

Цель: формирование у детей читательского интереса, развитие творческих способностей, в процессе ознакомления с творчеством детских писателей и приобщению к театру....

Консультация для педагогов "Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых, как средство развития речи".

В материале раскрыта актуальность данной темы, рассказано о методах и приёмах, используемых для развития речи старших дошкольников, об этапах формирования представлений об общественной значимости труд...

Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта «Как средство воспитания положительного отношения к книге»

Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта  «Как средство воспитания положительного отношения к книге»...