Формирование связной речи
консультация по развитию речи (младшая группа)

Лысак Марина Александровна

 Развитие речевой активности у детей младшего возраста через русские народные сказки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Небзый»»

                                                                                                                                                                                    

План

По самообразованию

 «Формирование связной  речи у детей младшего дошкольного возраста, посредством  сказкотерапии».

2020 – 2021 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Воспитатель

группы младшего возраста

Лысак М.А.

пгт Яблоновский

 

 Цель:

 Развитие речевой активности у детей младшего возраста через русские народные сказки.

         Задачи:

1. Проведение анализа научно - методической и психолого-педагогической литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.

Актуальность темы

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

 Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей   через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).

В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно  говорить,  ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать и писать  (умение пользоваться грамотой и письмом).

Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их  отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности  предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия,  связанные с игрушками  - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей  группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых,  различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.

При чтении потешек, стихов, сказок необходимо  обращать  внимание детей  на выразительную сторону речи, дать образец интонации. 

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

        Сказки – самые любимые произведения детей.  На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку  должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших  детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

        Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но  в  ее содержании  всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

        Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке  все самое доброе и вечное.

        Когда  место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить  ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит  пресекать  его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

        Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

        Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

2.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Развитие связной речи»

Анкетирование

Выложи сказку «Курочка Ряба»

Выложи сказку „Репка" 

Дидактическая игра

«Поиграем вместе»

 Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе

 «Репка»

Драматизация сказки

«Теремок»

Инсценирование и показ на фланелеграфе

 «Слепим яичко»

Лепка  по сказке

«Колобок»

Пальчиковый театр (показ воспитателем)

 «Колобок катится по дорожке»

Рисование  по сказке

 «Теремок»

Чтение и обсуждение сказки

 «Волк и семеро козлят»

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Чтение сказки

«Релаксация перед сном»

Слушание колыбельных песен перед сном. 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ

1. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2. Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.

3. Анкета для родителей по развитию речи детей

ОКТЯБРЬ

1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».

2. Пальчиковая гимнастика «Репка»

3. Инсценировка Сказки «Репка»

4. Дидактическая игра «Выложи сказку «Репка».

5. Чтение потешки «Репка»

6. Лепка "Репка".

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

• Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности

для сказки «Репка».

НОЯБРЬ

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

2. Беседа по сказке «Колобок»

3. Показ настольного театра «Колобок».

4. Слушание аудиозаписи «Колобок».

5. Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

6. Рисование «Катиться колобок по дорожке»

7. Чтение потешки «Колобок»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности для сказки «Колобок» (например, маски персонажей)

ДЕКАБРЬ

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

2. Вспомним сказку по иллюстрациям

3. Чтение потешки «В руки мы берем совочек»

4. Подвижная игра «Теремок»

5. Отгадывание загадок по сказке «Теремок»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

ЯНВАРЬ

1. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»

2. Рассказывание детьми сказки «Курочка ряба»

3. Прослушивание аудиосказки «Курочка ряба»

4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Курочка Ряба».

5. Рисование «Цыплята на лужайке»

ФЕВРАЛЬ

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» 

3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

4. Чтение потешки «Солнышко»

5. Подвижная игра «У медведя во бору»

6. Раскрашивание медведя.

7. Отгадывание загадок по сказке «Маша и медведь»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности.

МАРТ

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

2. Игры-имитации «Волк»«Козлята».

3. Рассказывание сказки «Волк и козлята» 

4. Подвижная игра «Как мы поили козлят»

5. Чтение потешки «Волк»«Коза»

6. Аппликация «Домик» - Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, треугольник).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

АПРЕЛЬ

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

3. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

4. Загадки по сказке

5. Нетрадиционная техника рисования «Заюшкина избушка» - Знакомить с нетрадиционными методами рисования, ледяной дом рисовать кирпичики картошкой, деревянный проводить линии кистью.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности.

МАЙ

1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».

2. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

3. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя».

4. Конструирование из строительного материала «Дом для медведя», стол, стульчик, кроватка для Маши.

5. Подвижная игра «У медведя во бору..»

6. Лепка «Миски для медведей» - Упражнять в скатывании шаров из пластилина круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка, учить пальцами делать углубление.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Оформление выставки рисунков: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей)

Предполагаемый результат:

         Этапы самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
  • Формирование опыта по теме.
  • Внедрение в практику.
  • Представление опыта работы по теме.
  • Предполагаемые сроки выполнения каждого этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...