Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Лес.Деревья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шаварская Виктория Юрьевна

1). Обогатить представления детей о лесе, строении деревьев;

2). Закрепить знания детей о лесе, деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fron._zan._po_teme_les.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия.

Продолжительность: 30 мин.

Вид занятия: лексико-грамматическое (1-е занятие).

Тема: Лес. Деревья.

Цель: 1). Обогатить представления детей о лесе, строении деревьев;

           2). Закрепить знания детей о лесе, деревьях.

Задачи: 

1). Уточнить представления детей об осени, лесе и деревьях;

2). Расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

3). Познакомить детей со строением деревьев, с разными видами леса;

4). Продолжить работу по словообразованию (относительных прилагательных);

5). Развитие мыслительных процессов.

Оборудование: демонстрационный материал – макет строения дерева; сюжетные картинки (береза, дуб, тополь, ива, рябина, клен, липа, лиственница, сосна, ель); листья  и веточки этих деревьев; сюжетные картинки видов лесов (еловый, лиственный, смешанный).

Лингвистический материал: загадки; названия деревьев - (береза, дуб, тополь, ива, рябина, клен, липа, лиственница, сосна, ель); названия лесов (еловый, лиственный, смешанный).

Ход проведения занятия:

  1. Организационный момент:

Л.: Здравствуйте ребята!!! Давайте с Вами вспомним, какое у нас сейчас время года?

Д.: (Осень…).

Л.: А что с деревьями происходит осенью, кто знает?

Д.: (Листья цвет меняют и сбрасывают их….).

Л.: Правильно! А какого цвета листья деревьев осенью?

Д.: (Желтые, красные…).

Л.: Молодцы! А теперь догадайтесь, о чем я хочу Вам сказать….

Встал стеною до небес

Перед нами чудо...........

(ЛЕС)

Весной веселит, летом холодит

Грибами, ягодами одаривает

Осенью умирает, весной оживает...........

(ЛЕС)

Л.: Молодцы, догадались!!! А что такое лес?

Д.: (Много деревьев, дом для животных….).

Л.: Верно! Ребята, кто знает, где растут деревья?

Д.: (В парке, в лесу…).

Л.: Молодцы!!! Теперь сядет тот, кто назовет дерево……

Д.: (Береза, клен, тополь, липа, рябина……).

Л.: Молодцы, садитесь!!!!

  1. Основной этап работы:

Л.: Ребята, а кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня с Вами?

Д.: (О лесе, деревьях….).

Л.: Молодцы, догадались!!!

      Ребята, ЛЕС – это целый мир. В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

  1. Беседа о строении дерева:

Л.: Ребята посмотрите на доску, скажите, что изображено на этой картинке?

Д.: (Дерево…).

Л.: Правильно! А какие части дерева Вы знаете?

Д.: (Корень, ствол, ветви, листья).

Л.: Верно! Скажите, а какая самая важная, главная часть дерева?

Д.: (Корень….).

Л.: А как Вы думаете, почему он самый главный?

Д.: (Корни забирают воду из земли и дают питание дереву, держат его….).

Л.: Правильно!!! Посмотрите, у каждого дерева есть главный корень, который называется стержневым. Он глубоко уходит в землю.

      Есть и боковые корни, которые располагаются ближе к поверхности земли. Это очень крепкие корни, которые помогают дереву прочно стоять, не давая ветрам его повалить.

Л.: Ребята, скажите, а для чего нужны листья дереву?

Д.: (Листья выделяют кислород…).

Л.: Правильно! А кто знает, почему листья желтеют?

Д.: (Потому что наступает осень….)

Л.: Когда на листья падает дневной свет, воздух и вода преобразуются в необходимые питательные вещества, которые придают листьям зеленый цвет, а когда это вещество не образуется, листья начинают желтеть…..

      Листья дерева поглощают углекислый газ, а выделяют необходимый для нас кислород, очищают тем самым воздух.

  1. Беседа о разновидностях лесов и деревьев:

Л.: Молодцы!!! Ребята, а теперь попробуйте отгадать загадки, которые я Вам приготовила:

Это дерево не елка

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол.

Сверху крона, как шатер……

(СОСНА)

Л.: Кто догадался, какое это дерево?

Д.: (Сосна…).

Л.: Правильно! А как называется лес, где растут одни сосны?

Д.: (Сосновый бор..).

Л.: Молодцы!!! Отгадываем дальше….

Зимой и летом одним цветом…..

(ЕЛЬ)

Д.: (Елка…).

Л.: Верно! А как называется лес, где растут одни ели?

Д.: (Ельник….).

Л.: Молодцы!!! Следующая загадка:

Есть у родственников елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки….

(ЛИСТВЕННИЦА)

Д.: (Лиственница….).

Л.: Правильно! А как назвать лес, где расту ель, сосна и лиственница, кто знает?

Д.: (Хвойный лес…).

Л.: Молодцы!!! Еще одна загадка:

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой росту под горой…….

(БЕРЕЗА)

Д.: (Береза…).

Л.: Верно! Как называется лес, в котором растут одни березы?

Д.: (Березовый).

Л.: Молодцы, отгадали все загадки!!! А теперь посмотрите на картинку и скажите, что не ней изображено?

Д.: (Клен…).

Л.: Верно! А как лес называется, где растут одни клены?

Д.: (Кленовый лес….).

Л.: Правильно! А это что?

Д.: (Тополь..).

Л.: Верно! А как называется лес, где растут одни тополя?

Д.: (Тополиный лес…).

Л.: Верно! А здесь что?

Д.: (Дуб…).

Л.: Правильно! Лес, в котором растут одни дубы, называется?

Д.: (Дубрава….дубовый лес).

Л.: Верно! А это что за дерево такое? И какой будет лес?

Д.: (Рябина…., рябиновый лес).

Л.: Правильно! Как это дерево называют, кто знает?

Д.: (Липа…, липовый лес).

Л.: Правильно! А это что за дерево?

Д.: (Ива…ивовый лес будет).

Л.: Молодцы, все деревья вспомнили!!!!! А кто знает как назвать лес, где растут береза, клен, тополь, липа, ива….?

Д.: (Лиственный лес…).

Л.: Молодцы!!! А как Вы думаете, чем лиственный лес отличается от хвойного?

Д.: (У хвойного леса вместо листьев есть иголки…).

Л.: Молодцы!!! А кто знает, как можно назвать лес, где растут сосна, ель, дуб, береза, клен?

Д.: (Смешанный лес…).

Л.: Молодцы!!! А теперь мы с Вами немного разомнемся…

3. Физкультминутка:

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал,                  (плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал.

Вот дубовый

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,               (загибают по 1 пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.              (спокойно укладывают ладони на стол).

4.А теперь мы с Вами поиграем в игру: « Соберем гербарий»:

1). Сорву я с березы…(березовый лист);

2). Сорву я с дуба…..(дубовый лист)

3). Сорву я с тополя….(тополиный лист)

4). Сорву я с ивы…(ивовый лист)

5). Сорву я с рябины….(рябиновый лист)

6). Сорву я с клена….(кленовый лист)

7). Сорву я с липы….(липовый лист)

8). Сорву я с лиственницы….(лиственничную ветку)

9). Сорву я с сосны…(сосновую ветку)

10). Сорву я с ели….(еловую ветку).

5. Игра: «Скажи ласково»:

Береза – березонька…

Дуб –

Липа –

Клен –

Тополь –

Сосна –

Ель –

Рябина -

Ива –

6. Игра: «Четвертый лишний»:

1). Дуб, рябина, береза, куст;

2). Береза, тополь, клен, трава;

3). Дуб, береза, ива, ель;

4). Сосна, ель, лиственница, дуб.

Л.: Молодцы!!!

  1. Заключительный этап работы:

Л.: - Ребята, о чем мы с Вами, сегодня говорили? (О лесе, деревьях).

      - Какие части у дерева, Вы запомнили? (Корень, ствол, ветви, листья).

      - А какие леса бывают? (хвойные, лиственные, смешанные).

Все молодцы, теперь Вы можете и отдохнуть!!!!!  Занятие окончено…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по речевому развитию для первой младшей группы.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для первой младшей группы на тему: «Подарочек для мамочки»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Конспект НОД по речевому развитию в старшей групп  с использованием упражнений на развитие мелкой моторики....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Чтение сказки "крылатый, мохнатый да масленый"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы "Путешествие в страну "Грамотейка""

материал занятия позволяет автоматизировать поставленные звуки в совместной деятельности детей, посредством дидактических игр. занятие проводится с помощьбю презентация, для привлечения интереса детей...