Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (старшая группа)

Орлова Вера Игоревна

Включение ребенка в театральную деятельность будет более эффективным для процесса развития правильной речи детей дошкольного возраста.

Театрализованную деятельность можно использовать как действенное средство закрепления знаний, полученных детьми на занятиях по развитию речи, запоминания содержания литературных произведений.

Важным аспектом творческой театрализованной деятельности, как способа обучения и речевого развития, является то, что она поддерживает умственные, социальные и психомоторные способности ребенка.

Театрализованная деятельность способствует активизации и совершенствованию словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. При соблюдении всех этапов организации театральной деятельности и определѐнных условий театрализованная игра может являться эффективным средством речевого развития дошкольников.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы по развитию устной речи, необходимые для подготовки к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребѐнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, ведь в непосредственной зависимости от речи находятся интеллектуальное развитие ребѐнка, формирование его характера, эмоций, личности.

Гармоничное развитие личности каждого ребёнка, формирование красивой и правильной речи, абсолютно невозможно без раскрытия его творческих способностей и потенциала. Поэтому в практике работы дошкольных образовательных учреждений особое внимание уделяется эстетическому воспитанию в целом, как значимому компоненту гармонического развития личности ребенка, так и театрализованной деятельности в частности, обладающей большим воспитательным потенциалом позволяющим раскрыть креативные возможности дошкольника, по усвоению знаний, умений и навыков, определённых соответствующей возрасту программой.

Дошкольный возраст является уникальным периодом усвоения ребѐнком разговорного языка и становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Хорошо развитая речь помогает детям легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выражать свои мысли, желания, а также способствует развитию мышления и создаѐт предпосылки для успешного обучения в школе. Однако на современном этапе дошкольного образования проблема речевого развития детей является одной из актуальных, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаѐтся стабильно высоким, что вызывает огромный интерес со стороны педагогов, психологов, логопедов и родителей.

Следует отметить, что именно включение ребенка в театральную деятельность будет более эффективным для процесса развития правильной речи детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность – сильный помощник в формировании гуманных чувств и взаимоотношений, способствующих созданию положительного климата в группе.  Ребенок через накопление и расширение репертуара постепенно учится проявлять отзывчивость, сопереживание, разделять радость сверстника. Постепенно происходит насыщение детского опыта умениями справляться с собственными эмоциями. В детских литературных произведениях, в сказках всегда встречается дружба, смелость, доброта, честность и т.д. Через театральную деятельность при помощи таких произведений можно формировать у детей навыки социального поведения.

Театрализованную деятельность можно использовать как действенное средство закрепления знаний, полученных детьми на занятиях по развитию речи, запоминания содержания литературных произведений, она обеспечивает лучшее понимание детьми смысла драматизации событий изображенных в серии картинок, что позволяет понять их смысл и последовательность, обогащает личный опыт каждого ребенка.

Традиционно театрализованная игра дошкольников заключается в проигрывании в лицах литературных произведений (сказок, рассказов), герои которых становятся действующими персонажами, а их приключения и события жизни, изменѐнные детской фантазией, – сюжетом игры.

По мнению Л.В. Артемовой, театрализованная игра представляет собой вид художественно-творческого занятия, в котором дети становятся актѐрами, осваивают роли различных героев из произведений, строят диалоги между персонажами. В театрализованной игре наиболее полно происходит самовыражение детей, эффективно развивается их речь, увеличивается словарный запас, совершенствуется звуковая культура, так как, исполняя роль, произнося реплики, ребѐнок должен ясно и чѐтко изъясняться.

Как правило, в детском саду театрализованную игру делят на два вида: иградраматизация и режиссѐрская игра.

В играх-драматизациях ребѐнок – артист, он самостоятельно создаѐт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия при исполнении роли.

В режиссѐрской игре ребѐнок не является действующим лицом, он действует за игрушечным персонажем, сам выступает в роли сценариста и режиссѐра, управляет игрушками или их заместителями.

Театрализованная игра в детском саду, исходя из этапов еѐ организации, наиболее оптимально способствует решению основных задач речевого развития дошкольников.

На первом этапе, во время углублѐнного художественного восприятия литературного текста (через чтение произведений, беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.) происходит расширение и закрепление словарного запаса дошкольников.

Второй этап организации театрализованной игры посвящѐн освоению специальных умений детей для передачи эмоций, чувств, характерных особенностей героя (в соответствии со взятой на себя ролью) с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

На данном этапе через образноигровые этюды, логоритмические упражнения, артикуляционные гимнастики, скороговорки и чистоговорки на развитие дикции, упражнения на дыхание и т.д. совершенствуется звуковая культура речи, развивается моторика речедвигательного аппарата, речевое дыхание, интонационная выразительность, диалогическая и монологическая речь.

Третий этап – это самостоятельная творческая деятельность детей (игровая, речевая), которая включает в себя действия детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Непосредственное участие в театрализованных спектаклях позволяет детям перебороть стеснение, стать более уверенными в общении с взрослыми и сверстниками, а также вызывает потребность поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всѐ это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Следует рассмотреть изложенное на примере организации театрализованной игры по сказке «Теремок» с поэтапным решением основных задач речевого развития.

На первом этапе дети знакомятся с литературным текстом и героями сказки «Теремок», где педагог эмоционально рассказывает сказку, обращая внимание детей на настрой каждого героя и темп их речи. Целью данного этапа является обучение детей эмоциональному и активному восприятию сказки, темпа, тембра и силы голоса каждого героя сказки. Далее организуется беседа по содержанию сказки, дети отвечают на вопросы воспитателя: «Как начинается сказка?», «Кто пришѐл первый в теремок?» (Второй, третий и т.д.), «Как разговаривает медведь?» (Волк, заяц и т.д.), «Как заканчивается сказка?». Это позволяет закрепить знания о содержании сказки, об особенностях характеров еѐ героев.

Следующий этап включает в себя работу с детьми по подгруппам и индивидуальную работу с каждым ребѐнком. Педагог организует с детьми игры на развитие умения имитировать поведение и речь героев сказки и подражать им («Покажи любимого героя сказки», «Трусливый зайка», «Хитрая лиса», «Неуклюжий медведь», «Представьте себе»); игры-пантомимы на развитие мимики, жестов («Кто же в гости к нам пришѐл?», «Угадай сказочного героя»); игры-упражнения на развитие силы голоса («Я скажу тихо, а ты – громко», «Очень громко, тише, совсем тихо»); упражнения на развитие интонационной выразительности («Измени голос», «Скажи так же», «Кто спрятался в теремочке?»). Всѐ это способствует развитию у детей умения владеть силой голоса, тембровой окраской, говорить фразы за каждого героя, используя разные средства выразительности.

Третий этап является самым интересным для детей и эмоционально насыщенным, он характеризуется непосредственным участием детей в театрализованной деятельности, развитием их творческих способностей. Педагог ненавязчиво предлагает детям поиграть в сказку. В младшем дошкольном возрасте это может быть показ сказки на фланелеграфе, в среднем возрасте можно организовать показ пальчикового театра, в старшем возрасте можно предложить игрудраматизацию, показ театра кукол Би-бабо, конусный театр. Дети совместно с воспитателем определяют форму театрализованной деятельности, вспоминают сюжет сказки, главных героев, определяяют, в каких условиях развивается действие сказки. Они обсуждают также выбор исполнителей ролей сказки, декораторов (детям предлагается самостоятельно создать сцену в соответствии с сюжетом сказки), костюмеров (дети самостоятельно подбирают костюмы для персонажей сказки и необходимые для них атрибуты), выбор автора (слова автора проговаривает воспитатель). Далее происходит разыгрывание литературного произведения. По окончании театрализованной игры проводится анализ игры, где педагог отмечает успехи детей, поощряет их, совместно с детьми обсуждает, что не получилось.

С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать коллективное сочинение новой сказки «Теремок». Педагог совместно с детьми сочиняет новое начало сказки, а детям предлагает придумать новый конец сказки «Теремок».

Данный этап театрализованной деятельности способствует развитию у детей артистизма, выразительности речи, движений, формированию творческого нестандартного мышления, учит их анализировать, синтезировать, рассуждать, делать умозаключения.

Следует отметить, что важным аспектом творческой театрализованной деятельности, как способа обучения и речевого развития, является то, что она поддерживает умственные, социальные и психомоторные способности ребенка. Использование данного вида деятельности объединяет когнитивные, эффективные и психомоторные поведенческие цели и, таким образом, апеллирует к различным характеристикам и способностям дошкольников.

Использование театрализованной деятельности предусматривает различные типы обучения, такие как: обучение через опыт, обучение через действие, обучение через взаимодействие и сотрудничество, обучение через открытие и обсуждение, активное обучение и, наконец, эмоциональное, социальное и концептуальное обучение.

В театрализации дети участвуют в занятии напрямую, они всегда полностью включены в процесс. Они легко выражают свои идеи и эмоции, они получают знания, наблюдая и проверяя получаемую информацию самостоятельно. Знания, полученные таким образом, будут лучше усвоены детьми. Таким образом, театрализованная деятельность является наиболее эффективной для развития всех психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте театрализованная деятельность уже становится привычной частью жизни большинства детей, она позволяет им осознать свою индивидуальность, на основе проигрывания различных вымышленных ситуаций, имеющих параллели в реальном мире ребенка. Детям нравится двигаться, играть и общаться с другими детьми. Именно в театрализованной деятельности они реализуют свои потребности в игре и общении. Дошкольники, которые испытывают различные коммуникативные трудности, в том числе и из-за недостаточного речевого развития, часто более позитивно реагируют на ситуации общения, предлагаемые в рамках театрализованной деятельности. Это, в свою очередь, помогает им развивать такие навыки, как коммуникация, сочувствие, уверенность в себе, сотрудничество, лидерство.

При помощи совместной театрализованной и музыкальной деятельности специалисты стимулируют и активную речь ребенка. При этом непроизвольный характер занятий и заинтересованная включенность в процесс деятельности всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что у них это не получается. Так, именно на музыкальных занятиях дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни, и с этого момента на занятиях логопеда появляется возможность работать с ребенком на новом уровне. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.

Театрализация дает детям возможность исследовать, обсуждать и решать сложные проблемы и выражать свои эмоции в благоприятной обстановке. Это позволяет им понимать свои собственные проблемы и проблемы других, побуждает их мыслить и действовать творчески, тем самым развивая навыки критического мышления и обсуждения проблем, которые являются условием речевого развития.  

Благодаря театрализованным ролевым играм и импровизации, а также обмену мнениями и переговорам, которые обычно происходят в групповой форме, у детей формируются навыки разговорной речи. Импровизация и воспроизведение историй в форме рассказа развивает у детей понимание структуры повествования с последующим влиянием на навыки речи и письма.

Дискуссия, которая может возникнуть у детей в процессе театрализованной постановки учит их обсуждать свои мысли и делиться идеями, обобщать ключевые моменты инсценируемой истории, анализировать поведение персонажей и думать о том, как лучше всего передавать их поведение. Предварительная работа - чтение и слушание историй, способствует пониманию детьми персонажей и ситуаций. Главным средством взаимодействия дошкольников в театрализованной деятельности влияющего на развитие речи является творческое разыгрывание сказки. Именно глубина и точность передачи образа героя, его характер определяют эффективность приемов в работе над речью. Занятия по разыгрыванию сказки играют важную роль в системе деятельности педагога по развитию речевой деятельности. Когда ребенок не только слушает сказки, стихи, рассказы, но и сам пытается воспроизвести их в своей собственной речи, то влияние художественного произведения на его личность, на его речевые навыки усиливаются.

 На занятиях по театрализованной деятельности важно учесть принцип последовательности действий в работе. Прежде всего, выразительно читать произведение, которое детям предстоит разыграть по ролям. После чтения проводится беседа с детьми, основная роль которой - выявить, насколько дети правильно осознали смысл и содержание произведения. Важно, чтобы разговор с детьми проходил активно, с широким использованием образной художественной речи, для того, чтобы не снизить эмоциональное впечатление от прослушанного рассказа или сказки. Одним из методических приемов в беседе являются вопросы педагога, обеспечивающие обратную связь.

Можно выделить определенные требования к сказкам для постановки в группе дошкольников. Например, каждый выбранный текст должен учить детей чему-то полезному, формировать в них нужные современному обществу социально значимые качества личности. Тексты нужно подбирать, такие, которые доступны детям по содержанию, близки их опыту, чтобы при постановке и изображении героя дети могли отразить свое личное отношение к разыгрываемому событию. В сказках и рассказах должны быть представлены знакомые ребенку действующие лица с понятными чертами характера; мотивы поступков персонажей должны быть ярко выражены. Произведения должны быть, по возможности, сюжетные, с четко выраженной композицией, с явной последовательностью действий.

 Таким образом, при правильной организации педагогического процесса в дошкольной организации, содержанием которого является театральная деятельность, можно активизировать процесс развития речи дошкольника, расширить словарный запас, через использование в речи образных слов и выражений, речевых оборотов, т.е., мы обогащаем знания детей, формируем соответствующий возрасту кругозор.

Продуктивные методы и приемы работы с дошкольниками в рамках театрализации: работа со стихотворным текстом; придумывание текстов сказочного содержания и разыгрывание этих текстов в короткие сказки; придумывание сказки подгруппой детей, самостоятельное сочинение сказки с персонажами из разных сказок, которые хорошо знакомы детям, создание спектакля с дошкольниками. При организации специального обучения у детей возрастает активность речи, более точное и выразительное языковое оформление роли, дети начинают подходить к самостоятельному воспроизведению простых сравнений, употребляемых в сказке. Результат проделанной работы является хорошей базой для дальнейшего гармонического развития личности ребенка.

Необходимо отметить, что эффективность использования потенциала театрализованных игр в целях речевого развития дошкольников становится возможной при выполнении определѐнных условий: - во-первых, это подбор литературных произведений для театрализованных игр, доступных возрасту детей и интересам дошкольников; - во-вторых, систематическая и целенаправленная работа по организации всех этапов театрализованной игры с включением интересных и эффективных методов и приѐмов работы; - в-третьих, поддержание активной позиции и инициативности дошкольников на этапах подготовки и проведения игры; - в-четвертых, организация в группе развивающей предметно-пространственной среды в виде театрализованных уголков, центров ряженья, а также своевременное пополнение их различными видами театральных атрибутов, костюмов и реквизитов.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует активизации и совершенствованию словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. При соблюдении всех этапов организации театральной деятельности и определѐнных условий театрализованная игра может являться эффективным средством речевого развития дошкольников. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы по развитию устной речи, необходимые для подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....

Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"

В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...

Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...