Мастер-класс "Волшебные колечки" (метод развития связной речи)
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Дарина Александровна

конспект выступления на ГМО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnye_kolechki.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «РОМАШКА» ГОРОДА ФУРМАНОВА

МАСТЕР-КЛАСС

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ»

(МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

(выступление на городском методическом семинаре для педагогов Фурмановского муниципального  района)

Разработала:

Учитель-логопед Иванова Д.А.

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

1.Дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений;

2.Повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

3.Показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников;

4.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога.

Оборудование:

Пособия «Волшебные колечки», колечки с картинками, цифрами, счетным материалом.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам дошкольного образования.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

1.Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;

2.Внедрение в образовательный процесс педагогов методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема мастер - класса «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически сделать пособие, которое мы используем в работе с детьми по развитию речи.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем.  Давайте с вами о них поговорим, обобщим какие проблемы есть в речи: (Слайд №2).

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

  • Несформированность грамматического строя речи.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь

у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем, как например:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедный словарный запас;

- нарушение звукопроизношения;

- трудности в построении сюжетного или описательного рассказа.

Перед нами встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из эффективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования  мнемотехника – искусство запоминания.

Суть мнемосхем  заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.

Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию», поэтому мы решили соединить эти два вида работы.

2. Основная часть.

Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки».

Пример развёрнутых заготовок колечек представлен на (слайде №3).

Сегодня мы поэтапно рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия. Заучивание может происходить как в индивидуальной,  так и групповой форме. Заучивание состоит из  5 этапов.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. (Слайд № 4)

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например: (Слайд № 5)

Спать пора! Уснул бычок,  

Лёг в коробку на бочок.  

Сонный мишка лёг в кровать,  

Только слон не хочет спать.  

Головой кивает слон,  

Он слонихе шлёт поклон.

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»

Уснул бычок, лёг в коробку на бочок  – надеваем на безымянный «Бычка»

Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»

Только слон не хочет спать. -  на указательный «Слона»

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон. - на безымянный « Слониху»

4 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».

5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».

Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.

Детям нравится работать с колечками, поэтому мы решили не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Помогают колечки:

1. При выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: стакан, сок, слива.

2. При формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.

3. При дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «Х», а Юля колечки, в которых есть звук «К».

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку.

Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю вас к столам, для изготовления пособия «Волшебные колечки. Здесь представлены примеры стихотворений,  которые вы должны будете расшифровать и зачитать, используя этот метод.

Пока мои коллеги заняты работой, я расскажу, как ещё можно использовать «колечки»:

Дидактическое пособие мы также используем на занятиях по формированию математических представлений:

учим соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);

упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);

пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);

при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);

уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5).

В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.

3. Заключительная часть.

Итог: таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:

У детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи как на занятии, так и в повседневной жизни;

Расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

Активизируется словарный запас;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...