Конспект занятия по обучению грамоте в подготови тельной группе на тему "Путешествие по стране "Пиши-читай"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Надежда Серафимовна Сидоранова

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (гласные и согласные);

Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения;

Формировать умение делить слова на слоги;

Совершенствовать фонематический слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:

 «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Воспитатель: Сидоранова Н.С.

2021г

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

ТЕМА: «Путешествие по стране «Пиши-Читай»»

Задачи:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

3. Формировать умение делить слова на слоги.

4. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие, зеленые); простые карандаши, карточки с заданиями на каждого.

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

 Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, ромашку. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо.

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время, до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час!»

 Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе. Итак, какой лепесток откроем первым ?

Ответы детей.

Задание № 1. Устный диктант «Кто внимательный».

Все слова  русского языка состоят из…(слогов, букв, звуков). Слог – это … (часть слова). Гласные звуки можно…(петь). Во рту ничего не…(мешает) . Для воздушной струи нет…(преграды). Когда говорим согласные, во рту есть …(преграда). Этой преградой могут быть…(губы, зубы).Согласные звуки бывают…( твердые, мягкие ;звонкие, глухие) Твердые согласные обозначают  обозначаем фишкой какого цвета? (синей) Мягкие? (зеленой) Как проверить звонкий звук или глухой? Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов ) С какой буквы пишется начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы.) Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)

Задание 2. «Отгадай загадку и выполни задание»

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома.

Потому что я — ...   (Зима)

Задание: придумать слова- определения к слову «зима»

Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, снежная, поздняя, ветреная,

  Задание 3. «Составь предложение по картине»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Зима»). Дети составляют предложения про зиму и определяют количество слов в предложении.

Дети составляют схемы предложений в тетрадях и на доске

1. Наступила долгожданная зима.

2. Дети пошли гулять в парк.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились

 Воспитатель:следующий  лепесток с заданием будем открывать

Задание 4 «Отгадай загадку и сделай звукобуквенный  анализ для слова – отгадки» 

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу – глазам не верю.

Эй! Смотрите, – чудеса!

Опустились небеса!

 Было облако над нами –

Оказалось под ногами! (Снег)

Давайте назовем все звуки, которые вы слышите в слове «снег»

Сколько звуков в слове
«снег»?

Итак, приступаем к звуковому анализу слова «снег».

-Какого цвета первый кружок? Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова»снег». Один ребенок работает у доски.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

 Физкультминутка:

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток.

Слушайте задание.

 Задание 5. Буквы рассыпались, собери из них слова».

Работа с карточками

Воспитатель:

 Молодцы. Все верно.

Отрываем следующий лепесток.

Слушайте задание №6

 Подбор противоположных по смыслу слов – игра с мячом «Скажи наоборот» Холодный - горячий. Чистый – грязный, тихий – громкий, сладкий- горький, веселый - грустный. 

Злой - добрый, трусливый -  храбрый, ленивый - трудолюбивый,

Грустный- радостный, жадностный - щедрый,

грубый - вежливый, неряшливый - аккуратный.

Задание №7

Игра «Один – много».

Я буду называть один предмет, а вы много предметов.

Ремень – много ремней, рот — ртов, дерево –деревьев, помидор —помидоров,  фонарь — фонарей, воробей — воробьев, доктор — докторов, перо —перьев, сторож —сторожей, ведро —ведер.

 Со всеми заданиями вы справились. Об этом можно написать в ответном письме Пишичитаю. Молодцы! И запомните: «Грамоте учиться - всегда пригодится»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

«Путешествие с Буратино». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Развивать у детей фонематический слух и восприятие; закреплять понятия: гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий звук; закреплять понятие – слово, закреплять знания о словах - предметах, слов...

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

«Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе)

Закрепление произношения звука[р]. Активизация словаря по теме "Профессии"....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детей с ТНР "Знакомство со звуком "А""

В старшей группе мы знакомим детей с оновами обучения грамоте. Но для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи занятия по обучению грамоте даются не легко. Занятие простое и инт...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...