Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Учимся играя

Обучение грамоте, 6-7лет

Многие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.

Я считаю, что будущему школьнику, не менее важно, уметь логически мыслить, анализировать, высказывать своё мнение.

Работая над этой проблемой, я подобрала игры, которые заинтересовали детей. Задания, которые предлагаю дошкольникам, направлены на развитие способностей к получению знаний, анализ отношений между звуками и буквами. Играя, ребята учатся различать гласные  и согласные звуки, выделять твёрдые, мягкие согласные звуки.

В работе использую игровые персонажи, для которых ребята стараются интонационно выделить заданный звук в слове, придумать слова, решить головоломки, читать слова, отгадывать загадки.

Внесение кроссвордов, ребусов, головоломок всегда создаёт эмоционально-положительный настрой. В играх (“Путешествие”, “Угадай-ка”, ”КВН” и др.) дети не только с интересом узнают новое, но одновременно у них формируется стремление к достижению цели, умение работать в небольших группах. Используемый мною дидактический материал, повысил интерес к обучению чтению. Ребята научились чётко различать звуки в словах, качественно делать звуковой анализ слов, решать головоломки, осознанно читать по слогам, некоторые целым словом. Дети научились анализировать, мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, стали более самостоятельными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учимся играя

Обучение грамоте, 6-7лет

Многие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.

Я считаю, что будущему школьнику, не менее важно, уметь логически мыслить, анализировать, высказывать своё мнение.

Работая над этой проблемой, я подобрала игры, которые заинтересовали детей. Задания, которые предлагаю дошкольникам, направлены на развитие способностей к получению знаний, анализ отношений между звуками и буквами. Играя, ребята учатся различать гласные  и согласные звуки, выделять твёрдые, мягкие согласные звуки.

В работе использую игровые персонажи, для которых ребята стараются интонационно выделить заданный звук в слове, придумать слова, решить головоломки, читать слова, отгадывать загадки.

Внесение кроссвордов, ребусов, головоломок всегда создаёт эмоционально-положительный настрой. В играх (“Путешествие”, “Угадай-ка”, ”КВН” и др.) дети не только с интересом узнают новое, но одновременно у них формируется стремление к достижению цели, умение работать в небольших группах. Используемый мною дидактический материал, повысил интерес к обучению чтению. Ребята научились чётко различать звуки в словах, качественно делать звуковой анализ слов, решать головоломки, осознанно читать по слогам, некоторые целым словом. Дети научились анализировать, мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, стали более самостоятельными.

Тема. Игра “Клуб Веселых и Находчивых”

Цель. Развитие фонетического слуха у детей.

Задачи:

  1. в работе над звуком и словом закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; о гласных буквах А, О, И, Ы, У ;
  2. упражнять в придумывании слов по заданной схеме;
  3. развивать логическое мышление, воображение;
  4. воспитывать умение работать небольшими группами

Материал:

  1. картинки (сани, иволга, помидор, нитки, волк, овощи, метро, автобус), фишки для звукового анализа слов, кассы букв, ребусы, картинки цветов (роза, ландыши, ирисы, тюльпаны, пионы, гвоздика, нарцисс, васильки);
  2. схемы к игре “Назови слова”;
  3. очки-звёздочки

Ход занятия.

Дети делятся на две команды, и занятие проводится как КВН.

Дети придумывают названия командам, за каждый правильный ответ команда получает очки - фишки, звёздочки ...

Первое задание:

1 команда: - Определить позицию звука /И/ в словах сани, иволга, помидор, нитки.

  1. команда: - Определить позицию звука /О / в словах волк, овощи, метро, автобус.

Второе задание (выполняется самостоятельно):

Надо сделать звуковой анализ слов        

1 команда – УТКИ                  2 команда  - МИСКА

                     

                     Р О З Ы            СЫН

Третье задание.

Каждая команда самостоятельно проводит физкультминутку.

 

* Четвёртое задание. «Реши ребусы» 

 Каждой команде нужно решить по 2  ребуса.

Олень-лень; стол-сто; лист-аист; волк-воск.

 

Пятое задание Игра «Выбери цветок» 

 1 команда – картинки с цветами, в названии которых есть звуки О, И (роза, ирисы, гвоздика, пионы, васильки);

 2 команда – картинки с цветами, в названии которых есть звуки А или У (роза, тюльпаны, гвоздика, нарцисс, ландыши, васильки );

Шестое задание. Игра «Назови слова»

Команды подбирают слова к схемам, за каждое правильно названное слово - фишка.

(сыр, дом….)                                 (Рома, лапа….)

                          (лес, мел…)

Седьмое задание:

Командам нужно записать предложение графически: 

У девочки красивая кукла.

        .

Подводится итог игры КВН, определяется победитель.

P.S.  

* Ребусы

 

        



Предварительный просмотр:

Тема. “Путешествие в страну “Азбукия ”

Цель. Формировать интерес к получению знаний.

Задачи:

  1. закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать твёрдые и мягкие согласные, читать по слогам;
  2. развивать сообразительность, мышление, творчество.

Материал: “билеты” на поезд, головоломки “Составь слог”, “Прочитай слово”,  “Два колодца”,  “Заборчик”;

кубики с буквами – М, Р, Т, К, Л, С, Н, З, В, А, О, У, Ы, И; ребусы – “Занавес”, “Подарок”, “Подушка”, “Вера”, “Вова”, “Витрина”, “Нотка”, “Ткани”;

Ход занятия.

Воспитатель. Хотите попутешествовать на поезде? Тогда нужно купить билеты, только с билетом разрешается посадка. Работают три кассы. В первой кассе могут купить билет дети, в имени которых 2 слога, во 2-ой кассе – 3 слога; а в 3-ей кассе – 4 слога.

Очень быстро закончились билеты в первых двух кассах, а как быть другим. Редко встречаются длинные имена, в которых было бы 4 слога. Дети также хотят путешествовать, да вагон один еще свободен. Как быть? (Варианты ответов). Правильно, нужно назвать ласково “Серёженька” или полным именем Катерина. Занимайте места в своём вагоне и отправляемся.

Воспитатель. Я предлагаю попутешествовать по стране “Азбукия“. Согласны?

Дети встают “паровозиком ” и чу-чу… поезд  отправляется.

– Наш поезд будет следовать с остановками.

- А вот и первая станция. Кто же здесь живет? Может узнать об этом нам поможет конверт?

 Воспитатель вынимает загадки и задание, читает.

Воспитатель. Кто здесь живёт, узнаете, если отгадайте загадки; первые звуки отгадок и есть имена жителей станции:

  1. Не зверь, не птица

        Носок, как спица.

        Летит – кричит,

        Сядет – молчит (комар)

Дети определяют первый звук в отгадке [к]

  1. Всех я вовремя бужу,

          Хоть часов не завожу (петух) – [п’]

  1. Зимой спит,

Летом ульи ворошит (медведь)-[м’]

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока )-[c]

Воспитатель. Кто же жители этой станции? Правильно, звуки. А здесь ещё приписка. Молодцы, правильно угадали, наша станция – “Звуковая ”. Отправляемся дальше.

Между остановками дети могут петь песни, читать стихи, рассказывать анекдоты,…не останавливая поезда.

Воспитатель. Длинный путь мы уже проделали, немного утомились, давайте сойдем на остановке “Словарная ”. Да и пить к тому же захотелось. А вот и колодцы. Но… подождите, ребята, нам предлагают вначале выполнить 3 задания, как обычно в сказке, а затем только напиться.

  1. * “Составь слог, а затем слово”
  2. * “Прочитай слова”
  3. * “Два колодца”

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Теперь можете напиться и - в путь! …Расскажите, что вы видите из своего вагона?

Дети рассказывают.

Воспитатель. А что это такое? Да там что-то написано! Это, кажется, дремучий лес.

 Поезд замедляет ход, дети читают “Заборчик”**.

Воспитатель. Здесь почему-то страшновато останавливаться, а вот и станция “Кривых зеркал”.

- Помните, мы читали о “королевстве кривых зеркал”.  Там всё наоборот. И на этой станции тоже. Убедитесь сами. Прочитайте предложение. А теперь прочитайте его справа налево.

 А роза упала на лапу Азора.

- Составьте схему к этому предложению, вы можете взять её с собой, чтобы помнить о том, что существуют такие интересные предложения и слова.

        .

Дети могут поиграть в игру “Скажи наоборот”, стоя в кругу, у водящего - мяч (на усмотрение воспитателя)

Воспитатель. Мы находимся в волшебной стране, и я предлагаю волшебные кубики, которые помогут составить самое длинное слово.

После всех игр собираются в обратный путь.

Воспитатель. Но наш поезд не может отправиться назад, пока не будут решены ***ребусы: (“Занавес”, “Подарок”, “Подушка”, “Вера”, “Вова”, “Витрина”, “Нитка”).

Дети решают ребусы по 3-4 человека, индивидуально.

Решив все ребусы, можно отправляться в обратный путь.

Воспитатель. До свиданья, страна “Азбукия”!

P.S.

* “Составь слог и придумай с ним слово”

* “Два колодца”

Указание: выбери ведро, чтобы буква, написанная на нём, подошла к тем, которые есть на колодце.

* “Прочитай слова”

** “Заборчик”

*** Ребусы

1.Занавес                         2.Подарок                3. Подушка

 1.Вера     2.Вова     3.Витрина   4.Ткани   5.Нотка                    

Билеты



Предварительный просмотр:

Тема. “В гости к Буратино”

Цель. Развивать желание узнавать новое, повысить интерес к чтению.

Задачи:

  1. формировать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
  2. закрепить умение чётко слышать и выделять заданный звук, читать по слогам;
  3. развивать воображение, смекалку, логическое мышление.

Материал: конверты с заданиями, фотографии друзей Буратино, конверт-письмо, ключ, наборное полотно со словом “первоклассник”, фишки, муляжи овощей, фруктов (лук, помидор, груша, баклажан, перец, яблоко,  лимон, персик), 2 корзины, кроссворд “Азбукия”, головоломки “Лесенка”, “Что любит Буратино?”, шары, указатели, кассы букв.

Ход занятия

Входит воспитатель, в руках красивый конверт.

Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо (открывает конверт). Да здесь ещё и ключ. Давайте прочтём письмо, узнаем, кто его прислал.

Воспитатель читает письмо:

“Дорогие ребята! Очень хочу встретиться с вами, но сейчас к вам прийти не могу. Надеюсь, что вы придете ко мне сами. Но дорога ко мне трудна. Ключ поможет вам открыть дверь в комнату, где я приготовил задание для вас. Когда вы выполните все задания, мы встретимся. Желаю удачи. Буратино ”

Воспитатель. Ребята, хотите встретиться с Буратино? Ключ здесь, но как найти дорогу к двери, которую откроет этот ключ. Давайте посмотрим, нет ли каких указателей дороги.

Дети отыскивают указатели, читают их, отыскивая дорогу.

*Указатели:

“Выходите в дверь, спускайтесь по лестнице. Поверните налево. Пройдите прямо по коридору. Поверните направо”.

Воспитатель. Вот и дверь. Молодцы, ребята! Дорогу нашли правильно.

 Открывает ключом дверь, дети входят в зал. На столе лежат конверты с заданиями.

 Воспитатель открывает первый конверт, дети читают:

“Молодцы, ребята! Дорогу нашли правильно. С первым заданием справились. Берите второй конверт”.

Задание №2

Воспитатель читает: “Не смог выполнить задание папы Карло. Помогите мне, пожалуйста. Разложите фрукты/овощи по корзинам так, чтобы в одной корзине лежали овощи, в начале названия которых стоял мягкий согласный звук, а в другую – с твердым согласным звуком в начале слова”.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо помогли Буратино. Теперь берём другой конверт.

** Задание №3

“Я приготовил фотографии моих друзей, а их имена вы должны угадать. Помогут вам маленькие картиночки, соединив первые буквы из названия этих предметов, вы узнаете, как зовут моих друзей. Их имена прочитайте друг другу.”

Воспитатель. Ребята, что нам нужно для выполнения этого задания?

Дети: “Кассы!”

 Вот вам фотографии, садитесь и приступайте к выполнению задания.  

После выполнения задания, дети читают имена.

Воспитатель. Теперь можно приступать к следующему заданию.

Задание №4

Читают дети: “Я очень люблю, строить лесенки из слов. Попробуйте и вы”.

Пример:

Я

ЯК

ЯША

ЯМКА

ЯКОРЬ

Задание считается выполненным, если построены 3 ступени

Задание №5

Читают дети: ”Решите кроссворд*** и узнайте, чем я сейчас занят”.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Значит, Буратино сейчас в школе, учится читать. Берём следующий конверт. Воспитатель читает: ”Вы любите сладкое? А что люблю я, вы сможете прочесть, если будете внимательны ”

**** МО-КО-КОН-ПИ-ГИ-РО-НАД-ТЫ-МЕ-ЖЕ-ФЕ-НОЕ-ЛИ (мороженое, конфеты, пироги, лимонад)

Если отгадают три слова -  задание выполнено.

Задание №7

“Предлагаю вам поиграть в игру “Звёздный час ”. Для вас я придумал слово ПЕРВОКЛАССНИК, придумайте слова, используя только эти буквы” – читает воспитатель.

Слово “первоклассник”  выложить на наборном полотне, дети придумывают слова, за каждое придуманное слово – фишка.

Воспитатель. Сколько придумали слов? Посчитайте свои фишки. Молодцы! Хорошо поработали. И, наконец, последний конверт.

Задание №8

“Я люблю музыку и песни. Как только услышу весёлую песенку, сразу приду” – читают дети.

Воспитатель. Ребята, какую песню споём для Буратино?

(звучит музыка, дети встают в круг, исполняют песню-танец “Если весело живётся”. Открывается дверь, появляется связка шаров, затем входит Буратино.)

Буратино: “Здравствуйте, ребята! Как я рад нашей встрече. Вы были просто молодцы. Я  в подарок вам шары принёс. А еще я хочу с вами потанцевать” (Звучит музыка, дети и Буратино танцуют).

Воспитатель. Буратино, ты устроил для нас замечательное путешествие с интересными заданиями. Спасибо тебе! Мы хотим пригласить тебя в гости в группу, чтобы ты посмотрел, где мы живём, играем.

Буратино: “Здорово! С удовольствием пойду к вам”

Дети и Буратино уходят.

P.S.

* Указатели

** Как зовут друзей?

   

 *** Кроссворд “Азбука”

**** “Что любит Буратино?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"

Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком и буквой Л»

Цель:Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.Развив...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....