Главные вкладки

    Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Савина Надежда Александровна

    Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл og.docx23.62 КБ
    Файл ffnr_semya.docx15.48 КБ
    Файл ffnrr.docx23.42 КБ
    Файл sh_zh.docx20.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м']. Буквой М. для детей подготовительной группы.


    Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

    Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

    Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Психогимнастика. Мимические упражнения.

    – Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

    Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

    Наша мама варит кашу
    Кормит кашей дочку Машу.

    И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

    2. Сообщение темы занятия.

    – Ребята, отгадайте загадку:

    Где семье комфортно нашей?
    Где поутру пахнет кашей?
    Там ступают кошки лапки,
    А у входа стоят тапки. (Дом)

    Выставляется картинка “Дом”.

    – Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

    – Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

    3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

    – Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [М] – (твердый), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [М’] – (зеленого).

    4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

    Игра “Слушай внимательно”

    – Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

    Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

    5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

    Игра “Посчитай звуки”

    – Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

    Игра “Давай дружить”.

    – Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

    6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

    – Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

    – Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

    7. Физминутка.

    А теперь давайте “зарядимся”

    Мы топаем ногами:
    – Топ – топ – топ.
    Мы руки поднимаем:
    – Хлоп – хлоп – хлоп.
    Мы руки разведем
    И побежим кругом.

    8. Развитие фонематических представлений.

    Игра “Отгадай словечко”.

    Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

    Карточки: корона, облако, мост – ком
    санки, ослик, молоток – 
    сом
    дверь, огурец, машина – 
    дом
    морковь, аист, кран – 
    мак

    9. Развитие просодии.

    – Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

    Мама мыла Милу мылом

    Мила мыло не любила.

    (Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

    10. Знакомство с буквой “М”.

    – Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

    Взялись за руки друзья.
    И сказали: “Ты да я – это мы!”
    А между тем
    Получилась буква “М”.

    А. Шибаев.

    (Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

    – Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

    Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

    Игра “Уснули”.

    Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

    Пока глазки крепко спали, 
    Буквы в книжке меньше стали,
    Свои глазки открывай
    Что добавить, угадай! (Слова авторские)

    Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

    Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    Этот пальчик – дедушка, 
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    А вот этот пальчик – я
    Вот и вся моя семья.

    (На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

    Раскрашивание буквы в тетрадях.

    11. Итог занятия.

    – С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

    Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

    – Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.



    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия
    по развитию фонетико-фонематической стороны речи 
    в подготовительной группе.

    Тема: Дифференциация звуков [Д] - [Т].
    Цель: Учить детей дифференцировать звуки [Д] - [Т].
    Задачи: Формировать умение различать звуки, близкие по артикуляции, закрепить навык правильного произношения; учить определять звуки [Д], [Т] и их мягкие варианты в любой позиции слова, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух; воспитывать усидчивость, дисциплинированность на занятии.
    Оборудование: предметные картинки на звуки [Т - Т’] и [Д - Д’]; звуковые символы (куклы-мальчики в синей и зелёной рубашках); куклы (Таня, Даша, Тима, Дима), схема предложения (демонстрационная); кассы букв.

    Ход занятия:
    Организационный момент.
    Логопед предлагает сесть на место тому, кто вспомнит и назовёт слова со звуками [Д] или [Д’]

    1. Сообщение темы занятия.
    На доске выложены слова ДОМ ТОМ и звуковые схемы к ним.
    - Прочитайте слова на доске. Попробуйте объяснить их значение.
    - Чем они похожи и чем отличаются?
    - Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Д] - [Т] в словах и предложениях. Будем слушать, искать эти звуки в словах и находить их место в слове. 

    2. Уточнение характеристики и разницы в артикуляции звуков [Д] - [Т].
    Вспомните характеристику звуков [Д] и [Т].
    - Звук [Д] - какой? (согласный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)
    - Звук [Т] - какой? (согласный, глухой, бывает твёрдый, бывает мягкий)
    - Чем они похожи? (согласные, твёрдые, у них есть младшие братцы – мягкие звуки)
    - Чем они отличаются? (один глухой, другой – звонкий, живут в разных домиках - буквах)

    3. Игра «Телефонисты»
    Дети повторяют слоги вслед за логопедом, меняя интонацию:

    Да – та – да – та 
    Да – та – та – да 
    Да – да – да – та
    Та – та – та – да 
    Да – да – та – та
    Та – да – та – да 

    4. Игра «Подари подарки Тане и Даше».
    - У нас сегодня в гостях куклы Таня и Даша. 
    У детей на столах картинки, в названии которых звуки [Т - Т’] или [Д - Д’]. Логопед предлагает подарить подарки Тане и Даше. Но Тане дарить подарки, в названии которых есть звуки [Т - Т’], а Даше дарить подарки, в названиях которых есть звуки [Д - Д’].
    После называния картинки ребёнок определяет место звука в слове (начало, середина, конец)

    5. Физминутка.


    Долго – долго мы идём – 
    Длинная дорожка.
    Вдалеке мы видим дом – 
    Белые окошки.
    Из трубы дымок встаёт,
    В доме дедушка живёт. 


    (речь с движениями)
    6. Игра «Ушки на макушке»
    Логопед предлагает детям заменить в названных им словах звук «Д» на звук «Т».

    День – (тень)
    Дима – Тима
    Плоды – плоты
    Дачка – тачка
    Док – ток
    Дом – том
    Дочка – точка
    Дело – тело
    Дон – тон
    7. Составление предложений.
    - Составьте предложение, так чтобы в словах встречались звуки [Т - Т’] или [Д - Д’].
    Затем выбирается наиболее удачное предложение и на доске выкладывается схема этого предложения.
    - В каком слове встречается нужный нам звук?
    - Какое оно в предложении по счёту?

    8. Работа в индивидуальных кассах.

    Звукобуквенный анализ слов ДИМА, ТИМА.
    Затем дети выкладывают в кассах имена мальчиков: Дима и Тима.
    - Чем похожи и чем отличаются эти слова?

    9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
    - Чему мы учились сегодня на занятии?
    - Чем похожи и чем отличаются звуки [Д] - [Т]?
    - Какие слова с этими звуками вы запомнили?
    Далее логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка.



    Предварительный просмотр:

    Дифференциация звуков П, Б (подг. гр.)

    I. Организационный момент.

     Пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, называя друг друга ласково и желая доброго утра.

    Л: Доброе утро, Катенька. (Доброе утро, Мишенька…)

    Л: Теперь у нас у всех хорошее настроение.

    II. Постановка цели занятия. Для того, чтоб говорить правильно сделаем артикуляционную гимнастику.

    Развитие словесно-логического мышления.

    Игра «Четвертый лишний».

    Л: Сегодня мы будем повторять звуки, а какие, догадайтесь сами. Выделите лишнее слово из ряда слов.

    Слова: 1) Поросенок, тигр, жираф, крокодил. (Поросенок).

    2) Волк, баран, лиса, заяц.(Баран).

    Дети выделяют «лишнее» слово и объясняют свой выбор.

    Логопед выставляет картинки с изображением поросенка и барана.

    Л: Сегодня к нам на занятие пришли в гости поросенок Пулька и баран Борька. Они приготовили для вас много интересных игр и заданий. Поиграем? (Да.)

    Л: Назовите первый звук в имени поросенка. (Звук П).

    Л: Назовите первый звук в имени барана. (Звук Б).

    Л: Сегодня мы будем повторять и учиться различать звуки П – Б.

    III. Развитие фонематического слуха.

    1. Игра «Измени слово» (с мячом)

    Л: Пулька предлагает поиграть в игру «Измени слово».

    Л: Замените звук П в словах, которые я произнесу, на звук Б, и назовите новое слово.

    пой-бой   пыль-быль   папка-бабка   палка-балка   почка-бочка   пашня-башня   папочка-бабочка

    Л: Молодцы, вы правильно назвали все слова.

    2. Сходство, различие звуков П – Б (по схеме).

    Л: Какой звук повторяется в моих словах? (Звук П).

    Л: Что общего в ваших словах? (В наших словах повторяется звук Б).

    Л: Чем похожи эти звуки? (Звуки П-Б: согласные, губные, твердые).

    Л: Чем они отличаются? (Звук П – глухой согласный, звук Б – звонкий согласный).

    Л: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

    3. Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

    Л: Баран Борька хочет узнать, насколько вы внимательны. Он предлагает поиграть в игру «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

    ба-па-па;бу-бу-пу;бо-по-бо;бэ-пэ-пэ;пы-пы-бы;по-бо-бо;пу-бу-пу

    Дети повторяют цепочки слогов и садятся за столы.

    IV. Произношение звуков П-Б в словах.

    Определение места звука в слове.

    Игра «Угостим наших гостей».

    Л: Наши гости немного проголодались. Угостим их? (Да.)

    Л: Послушайте стихотворение И. Лопухиной « В булочной». Запомните те угощения, в названиях которых слышится звук П или Б.

    По рядам: первый ряд запоминает слова со звуком П, второй – со звуком Б.

    В булочной у нас баранки,

    Булки, бублики, буханки,

    Пирожки, батоны, плюшки,

    И плетенки, и пампушки,

    Курабье, бисквит, печенье,

    Бутерброды, чай с вареньем,

    Много пряников, конфет,

    Пастила есть и щербет,

    И пирог с начинкой сладкой,

    И полено, и помадка…

    Л: Чем вы угостите поросенка Пульку? (Плюшкой, пряником, пампушкой, пастилой.)

    Л: А чем угостите барана Борьку? (Баранкой, булкой, батоном, бубликом.)

    Л: Одно из угощений отличается от всех остальных. Догадайтесь, какое.

    Логопед перечисляет все слова, дети выделяют лишнее слово и объясняют, почему. (Пастила.)

    Л: Определите место звука П в слове пастила на карточках. (Дети определяют место звука в слове.)

    Л: Где слышится звук П в слове пастила? (В начале слова.)

    Л: Молодцы! Гости довольны вашими угощениями и ответами.

     

    V. Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

    Л: Ребята! Угадайте, какое из угощений больше всего понравилось барану Борьке: Б, А, Т, О, Н. (Батон).

    Л: Составим схему слова батон. (Один ребенок составляет у доски, остальные за столами.)

    Л: Сделаем анализ этого слова.

    Л: Сколько слогов в слове батон? (2 слога).

    Л: Как вы догадались? (Потому что в слове батон два гласных звука. Правило.)

    Л: Назовите первый слог. (Ба)

    Назовите второй слог. (тон)

    Л: Сколько звуков в первом слоге ба? (Два звука).

    Назовите первый звук. (Первый звук Б – согласный, губной, звонкий, твердый).

    Назовите второй звук. (Второй звук А – гласный).

    Л: Сколько звуков во втором слоге тон? (Три звука).

    Назовите первый звук. (Первый звук Т – согласный, глухой, твердый).

    Назовите второй звук. (Второй звук О – гласный).

    Назовите третий звук. (Третий звук Н – согласный, звонкий, твердый).

    Л: Сколько всего звуков в слове батон? (5 звуков)

    Л: Какие из согласных звуков звонкие? (Б, Н).

    Л: Назовите глухой согласный звук. (Т).

    Л: Молодцы! Вы угадали слово и правильно составили его схему.

    VI. Физминутка.

    Л: Наши гости предлагают нам сделать зарядку

    «На зарядку дружно встали»

    Очень мы сидеть устали,

    На зарядку дружно встали,

    Руки в боки, смотрим вправо,

    Поворот налево плавный.

    (Повороты корпуса в стороны.)

    Поднимаем мы колени,

    Занимаемся без лени.

    Поднимаем их повыше.

    Может быть, коснемся крыши?

    (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

    Наклоняемся до пола.

    Прогибаемся поглубже.

    Вправо-влево три наклона.

    Повторяем снова дружно.

    (Наклоны вперед-назад, вправо-влево.)

    От души мы потянулись,

    (Потягивание – руки вверх и в стороны.)

    И на место вновь вернулись.

    (Дети садятся.)

    Л: Молодцы! Хорошо делаете зарядку.

    VII. Игры с буквами, слогами. Чтение.

    1. Связь звука с буквой.

    Л: А теперь покажем Пульке и Борьке, как вы читаете.

    Но прежде вспомним, чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем, и пишем.)

    Л: Какой буквой на письме обозначается звук П? (Буквой П.)

    Л: Какой буквой на письме обозначается звук Б? (Буквой Б.)

    2. Восстановление графического образа букв.

    Игра «Буквы поломались».

    На магнитной доске изображены «поломанные» буквы.

    Л: Буквы «поломались». Допишите их, пожалуйста.

    Дети восстанавливают буквы – дописывают недостающие элементы букв маркерами.

    Л: Молодцы!

    Л: На что похожа буква П? (Ответы детей.)

    Логопед читает стихотворение о букве П и выставляет картинку-символ.

    Л: На что похожа буква Б? (Ответы детей.)

    Проводится работа, аналогичная работе с буквой П.

    Л: Молодцы!

    3. Игра «Составь слово»

    Л: У наших гостей есть друг – маленький забавный щенок.

    Л: Они пригласили его к нам на занятие, чтобы и он посмотрел, как вы хорошо занимаетесь.  Составьте слово из «рассыпанных» букв и вы узнаете, как его зовут.

    На наборном полотне буквы: о, Б, б, к, и.

    1 ребенок составляет слово у доски и читает его. (Бобик.)

    Выставляется картинка с изображением щенка.

    Л: Почему слово Бобик пишется с большой буквы? (Мы знаем правило: клички животных пишутся с большой буквы.)

    Л: Молодцы! Вы правильно составили слово и вспомнили правило.

    4. Игра «Слоги рассыпались».

    Л: Маленький, неуклюжий Бобик так спешил сюда, что по дороге «рассыпал» слоги. Соберем из слогов слова.

    На наборном полотне слоги: па-на-ма, са-по-ги, бан-ты, ба-нан. (По одному ребенку выходят к доске, составляют и читают слова.)

    Л: Прочитаем полученные слова еще раз.

    Л: Молодцы. Бобику понравилось, как вы читаете.

    VIII. Работа с предложениями. Схема, анализ.

    Составление предложений по опорному слову с использованием предлогов под, из-под.

    Л: А сейчас попробуем ответить на вопросы наших гостей.

    Л: Что такое предложение? (Предложение – это когда слова дружат между собой и о чем-то сообщают.)

    Л: Придумайте предложения со своими словами, используя маленькие слова – предлоги под,из-под.

    На наборное полотно выставляются графические схемы предлогов. Дети называют составленные предложения.

    Л: Молодцы! Интересные предложения у вас получились.

    Л: Составьте схемы своих предложений в тетрадях и подчеркните в них слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги.

    Дети выполняют задание в тетрадях.

    По ходу проводится анализ предложений; повторяются правила грамматики: большая буква в начале предложения, точка в конце предложения, раздельное написание слов; выделяются слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги; дети упражняются в умении задавать к данным словам вопросы.

    Л: Молодцы! Вы не только правильно составили схемы своих предложений, но и ответили на все вопросы.

    Л: Наше занятие подошло к концу и нашим гостям пора возвращаться домой. (Звучит музыка.)

    Картинки с изображением поросенка, барана, щенка убираются.

    IX. Итог занятия.

    Л: Итак, какие звуки мы сегодня повторяли? (П-Б.)

    Чем похожи звуки П-Б?

    Чем отличаются? (Ответы детей.)

    Кто был у нас в гостях?

    В какие игры играли? (Дети перечисляют.)



    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по дифференциации звуков Ш – Ж.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    Обучать детей сравнивать механизмы образования звуков;

    Сравнение характеристик звуков;

    Закрепить умение находить место звука в слове;

    Закрепить понятия звук, слог, слово, предложение;

    Закрепить лексико-грамматические конструкции.

    1. Коррекционные:

    Развитие артикуляционной моторики;        

    Развитие фонематических процессов;

    Закрепить правильное звукопроизношение;

    Закрепить навыки звукового анализа.

    1. Воспитательные:

    Воспитывать усидчивость, работоспособность, интерес к занятиям.

    Материал:

    - две картинки разных собак;

    - картинки профилей звуков Ш; Ж;

    - картинки с буквами Ш, Ж;

    - картинки буквы Ж – в виде бабочки, Ш – в виде забора, расччески;

    - картинки с предметами в названиях, которых есть звуки Ш, Ж (мишка, жук, мышь, жираф);

    Ход непосредственно  образовательной деятельности:

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте ребята!

          2. Артикуляционная гимнастика.

    - Вытяните губы трубочкой, сделайте из губ колечко и подуйте, как дует ветер. Кончиком языка почистили зубки внутри, потом снаружи. Сделайте язычок широкий-широкий, как лопатка, а теперь узкий-узкий, как иголочка. А теперь поднимите язычок  за верхние зубки и подуем, а потом пошипим как змейки – Ш-Ш-Ш.

    Молодцы!

    3. Объявление темы.

    Сегодня к нам пришли две собачки (показать картинки). Их зовут Жучка и Шарик. С их помощью мы посмотрим чем отличаются звуки Ш и Ж.

    1. Сравнительный анализ артикуляции звуков.

    Для начала давайте вспомним как произносится звук Ш. Губы вытянуты вперед и округлены. Ест небольшое расстояние между зубами. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Средняя част спинки языка прогибается. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная.

    Давайте произнесем звук Ш, положите руку на горлышко. Горло дрожит? – Нет, правильно!

    А теперь произнесем звук Ж. Артикуляция точно такая же, но мы этот звук произносим со звуком. Горлышко у нас дрожит при произнесении.

    Звук Ш – произносим шепотом, как змейки пошипим.  А звук Ж – голосом, как жуки пожужжим.  – Молодцы!

    Посмотрите на профили этих звуков (показ профилей).

    1. Сравнительная характеристика звуков.

    Звук Ш – согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Глухой, потому что горлышко при произнесении не дрожит.

    Звук Ж - согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Звонкий, потому что горлышко при произнесении  дрожит.

    1. Связь звука с буквой.

    Посмотрите, Жучка с Шариком принесли по букве. Жучка принесла букву Ж, а Шарик – Ш. Как вы думаете почему?

    - Потому что слово Жучка начинается на звук Ж, а слово Шарик -  на Ш.

    Да, правильно! (показать картинки с буквами)

    А теперь давайте подумаем, на что похожи эти буквы. Буква Ж – на бабочку, на жука (повесить на доску картинку), А буква Ш – на забор, на расческу (повесить на доску картинку).

    1. Дифференциация звуков в изолированном виде.

    Пожужжим как жуки: Ж-Ж-Ж.

    Пошипим как змейки: Ш-Ш-Ш.

    1. Дифференциация звуков в словах.

    Подумайте, в каких словах есть звуки Ш, Ж. (Дети называют свои слова)

    1. Развитие фонематическких процессов.

    Я буду произносить звуки,  а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.

    П Р Г Л Т Ш В К Ж Д Ш Ж (дети выполняют);

     Теперь я буду произносить слоги,  а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.

    Па Ро Ге Лы Ти Шо Ву Ко Жа Де Ши Жу (дети выполняют);

    А сейчас я буду произносить слова,  а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.

    Мишка, жук, мост, стол, жираф, шепот  (дети выполняют).

    А сейчас делаем все то же самое, только я произношу предложения:

    Наташа собирала шишки. У куста лежат ужи и шипят.

    Молодцы!

    1. Физминутка.

    Мы идем по лесу, (Дети идут на месте),

    Собираем шишки. (Нагибаются то к одной ноге, то к другой)

    Ягоды – малину (показ открытых ладоней)

    Мы кладем в корзину. (имитация перекладывания из одной руки в другую и наоборот)

    1. Закрепление звуков в словах

    Вывешивание картинок со звуком Ш. В слове МИШКА где мы слышим звук Ш в начале, в середине или в конце слова? (Ответы), а в слове ШКАФ?, в слове мышь?

    (Дети отвечают).

    Вывешивание картинок со звуком Ж: ЖИРАФ, УЖИ. Так же определение местоположение звука Ж: начало, середина или конец слов.

    1.  Деление слов на слоги.

    А теперь давайте определим сколько слогов в слове МИШКА. Произносим слово и отхлопываем в ладоши: МИШ-КА. Определяем количество слогов в других словах: ШКАФ, МЫШЬ, У-ЖИ, ЖИ-РАФ.

    Сколько хлопков при произнесении – столько слогов в слове.

    1.  Закрепление звуков Ж. Ш в предложениях.

    Сейчас мы будем составлять предложения с этими словами. (Показ картинки, а дети составляют свои предложения) картинка – Мишки.

    (Мишка идет по лесу. И т.д.), Шкаф (Шкаф стоит в углу)

    1. Домашние задание

    На дом я вам задаю придумать свои слова на звуки Ш, Ж, а с этими словами придумайте предложения.

    1. Итог

    Итак, мы сегодня проходили звуки Ш и Ж. Мы выяснили, что эти звуки разные. Вы очень хорошо поработали. Помогали нам сегодня Жучка и Шарик. Теперь мы не спутаем, где нужно говорить звук Ш, а где звук Ж. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

    Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

    Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

    Конспект занятия «Путешествие на ферму» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.

    Решение задач по коррекции речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок о домашнем животном....

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

    Конспект НОД по обучению грамоте «Почтальон Печкин» (в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР)

    познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;закрепить понятие звук и буква; совершенствовать навык звукового и слогового анали...