Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Звук и буква Й
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шалапаева Зоя Павловна

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Звук и буква Й

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Цель: расширение представлений о звуке [Й], знакомство с буквой Й.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];

- продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

- упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

- Упражнять в чтении слогов со звуком [Й].

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;

-воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: «звуковички», предметные картинки, попугай, ручки, зеркала, тетради, азбуки, домики слов с фишками.

Ход НОД:

1. Орг. момент:     Приветствие.

Чтобы узнать какой звук будет сегодня нам помогать, нужно отгадать загадки:

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторюшка... (попугай)?

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслажденьем выпей... (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт».

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая красиво поёт? (Соловей)

-Морская белая птица? (чайка)

-Городской транспорт? (Троллейбус, трамвай)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

- Согласна с вами - в середине и в конце слов.

2. Характеристика и артикуляция звука [Й]:

Задание «Одень Звуковичка». 

- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)

- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу). Работа с зеркалами.

- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети прижимают ладонь к горлышку и  произносят звук [й]. Если горло «дрожит», этот звук звонкий, если нет- глухой).

Одеваем Звуковичку колокольчик (символ звонкости)

- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).

Одеваем Звуковичку зеленую рубашку.

- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й

- губки слегка в улыбке;

- зубки сближены;

- кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

- горлышко «работает».

- звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.

3. «Пальчики здороваются» соединяем звук [Й] с гласными.

АЙ-ОЙ-УЙ-ЭЙ

4. «Измени слово»

Поют – пой

Пьют –

Моют –

Роют –

Читают –

Знают –

Стоят –

Шагают –

Кушают –

Играют –

Танцуют-

5. Игра «Определи позицию звука»

Сейчас нам нужно рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, определить место звука [Й] в словах:

майка, попугай, йогурт, чай, чайник, ручей, чайка, трамвай, йод, лейка

-Поставьте фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).

6.  Игра с мячом «Подбери «красивое слово», отвечая на вопрос КАКОЙ?»

Чай (какой?) – горячий

Попугай –

Трамвай –

Чайник –

Воробей –

Йогурт –

Май –

Соловей –

- Какой последний звук во всех этих словах? ([Й])

7. Физкультминутка «Зайка»

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,            

Лапкой, лапкой постучи, постучи.            

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.  

Отдохнул? Теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

И скорее нас скачи.

(Дети имитируют движения зайчика.)

8. Знакомство буквой Й

Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?

На какую букву она похожа? (На И.)

Чем от неё отличается?

Прочитайте слоги.

Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.

- Откройте кассы и найдите букву Й.

- Выложите слово АЙ, МАЙ, ОЙ, МОЙ

9. Печатание в тетради.

- Буква Й.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

10. Итог занятия.

- Что вы узнали о звуке [Й’]?

- Какой буквой он обозначается?

- Назовите слова со звуком [Й’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспект занятия по обучению грамоте №20 в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной  группе «Звук [ч] и буква Ч»...

Конспект занятия по обучению грамоте №23 в подготовительной группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и  буква Л»...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....