пальчиковые игры для развития речи.
картотека по развитию речи

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе  по их обучению и  воспитанию предусматриваются воспитательно - коррекционные мероприятия в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для развития речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

  1. Игра «Домик».

Домик стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ход игры: ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

  1. Игра «Очки».

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Ход игры: большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

  1. Игра «Флажок».

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Ход игры: четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

  1. Игра «Лодка».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Ход игры: обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

  1. Игра «Пароход».

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Ход игры: обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

  1. Игра «Стул».

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Ход игры: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

  1. Игра «Стол».

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Ход игры: левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет эти упражнения, можно менять положения рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

  1. Игра «Грабли».

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ход игры: ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

  1. Игра «Цепочка».

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Ход игры: большой и указательные пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

  1. Игра «Скворечник».

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ход игры: ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

  1. Игра «Шарик».

Надеваем быстро шарик.

Он становится большой.

И вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Ход игры: все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

  1. Игра «Елка».

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ход игры: ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

  1. Игра «Корзинка».

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Ход игры: ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.

  1. Игра «Колокольчик».

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Ход игры: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

  1. Игра «Собака».

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Ход игры: правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

  1. Игра «Кошка».

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Ход игры: средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

  1. Игра «Мышка».

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Ход игры: средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

  1. Игра «Зайка и ушки».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Ход игры: пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

  1. Игра «Зайчик в норке».

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Ход игры: левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

  1. Игра «Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан

И ударил трам – трам – трам.

Ход игры: пальчики в кулачок. Указательный и средний палец вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

  1. Игра «Лошадка».

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Ход игры: правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

  1. Игра «Зайка и зеркало».

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

  1. Игра «Коза».

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Ход игры: внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большими.

  1. Игра «Гусь».

Гусь шипит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Ход игры: предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

  1. Игра «Петушок».

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ход игры: ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

  1. Игра «Курочка».

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

Ход игры: ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

  1. Игра «Осы».

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят.

Ход игры: выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

  1. Игра «Жук».

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Ход игры: пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

  1. Игра «Птенчики в гнезде».

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Ход игры: обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

  1. Игра «Краб».

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ход игры: ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

  1. Игра «Замок».

Пальцы сплетем и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

Ход игры: ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

  1. Игра «Слон».

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Ход игры: ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны, он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

  1. Игра «Дерево».

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Ход игры: прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

  1. Игра «Птичка».

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошка.

Ход игры: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

  1. Игра «Филин».

Сидит филин на суку

И кричит бу – бу – бу – бу.

Ход игры: руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

  1. Игра «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Ход игры: волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

  1. Игра «Крокодил».

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ход игры: ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

При хороших фантазиях родителей, педагогов можно придумывать и рассказывать сказки, которые также можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда, чтобы занятия приносили ребёнку (детям) радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА(консультация для воспитателей)...

Пальчиковые игры в развитие речи малышей.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Ведь именно благодаря руке че...

Пальчиковые игры для развития речи.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...