МБДОУ «Детский сад «Алёнка» по развитию речи на тему: «Литературная викторина» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
по развитию речи на тему: ««Литературная викторина»
в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina_v_sredney_gruppe.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
по развитию речи на тему: «Литературная викторина»
в средней группе
Цель: Закрепление знаний детей о знакомых русских народных сказках, рассказах и стихах (названия, их героев), способствовать пониманию детьми произведений художественной литературы.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
• продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
• прививать любовь к художественной литературе;
• развивать чувство рифмы
• формировать положительную мотивацию к изучению произведений народного фольклора.
•закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Воспитательные:
• помочь вызвать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
• вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности.
Развивающие:
• побудить развитие наблюдательности, связной речи;
• способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Предварительная работа:
• чтение русских народных сказок, рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций;
Планируемые результаты: дети умеют различать сказки, стихи и рассказы, знают зачин и концовку сказок, отвечают на вопросы, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Форма организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: письмо, аудиозапись музыки, иллюстрации, книги.
Ход занятия:
I. Воспитатель. Ребята, у меня для вас есть сюрприз. К нам в детский сад сегодня пришло письмо. Написала его нам Книжная Фея. (Показывает конверт с изображением Книжной Феи). Давайте его прочитаем:
- Дорогие ребята, в ясельной группе нашего детского сада пропали все книжки. И малыши остались без сказок, стихов и рассказов. Я вас прошу помочь малышам, а для этого вам надо отправиться в путешествие по интереснейшему миру литературы, где будет три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Вы должны будете выполнить все задания, которые я приготовила, тогда книги сами вернутся к малышам.
II. Воспитатель - Дети, поможем малышам. Нас ждет путешествие, в которое мы полетим на ковре-самолете, усаживайтесь удобнее, отправляемся. (Звучит музыка). Ребята, мы с вами попали в «Сказочное королевство». Скажите что же такое сказка?
Дети: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
Воспитатель: Какие вы знаете волшебные предметы?
Дети: Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, ковер-самолет, шапка-невидимка и т.д.
Воспитатель: А как же начинаются сказки?
Дети: Жили были; давным - давно в некотором царстве, в некотором государстве.
Воспитатель: А как же заканчиваются сказки?
Дети: Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец; и стали они жить-поживать, да добра наживать; и жили они долго и счастливо.
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно. Итак, у нас первое задание. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово. Например, Иван … (Царевич).
- Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Петушок…..(золотой гребешок),
Зайчишка… (трусишка),
Мишка…(косолапый),
Зайка…(побегай-ка),
Волчок…(серый бочок)
Мышка….(норушка),
Лягушка….( квакушка).
- Молодцы.
Воспитатель: Следующее задание «Угадай сказку» -
Стоял домик расписной,
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –
Жили не тужили.
Но пришел медведь
и давай реветь.
Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.
- Какая это сказка?
(«Теремок»)
- Кто первый пришел к теремку? (мышка-норушка), а кто последний? (Медведь)
-Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький).
-Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
все ж попался…? («Колобок»)
- Кого встретил колобок в лесу? (зайца, медведя, волка, лису)
- Кто помнит, какую песенку пел колобок? (я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)
А это из какой сказки?
- Сидит в корзинке девочка
у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
несет ее домой. …
(«Маша и медведь»)
- Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу…)
- Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился.
(«Петушок и бобовое зернышко»)
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо раза пять.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?
Дети:
Воспитатель: В сказочном королевстве выполнили все задания и нам снова пора в путь! (Включается музыка)
Воспитатель: Дети, мы с вами прилетели в «Край рассказов». Чем отличается рассказ от сказки?
Дети: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле, в настоящей жизни.
Воспитатель: Нас ждет следующее задание.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Неслух» Н. Сладков
Воспитатель: Правильно, а теперь отправляемся в «мир стихов»
(Включается музыка)
Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов?
Дети: Стихи мы разучиваем и рассказываем на утреннике.
Воспитатель: Да, это верно. Посмотрите в книжку, стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, (книжки)!
Дети:
Воспитатель: Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки?
(Ответы детей) Из стихотворения «Телефон».
Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: Ребята у нас с вами осталось последнее задание. Я буду читать стихотворение, а вы будете произносить пропущенные слова.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
(«Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания, и помогли книгам вернуться к малышам, ну а нам пора возвращаться в детский сад. (Включается музыка).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Давайте вспомним, куда же мы сегодня отправились.
Дети: В путешествие.
Воспитатель: - Я благодарю вас за вашу активность и старание, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи на тему " Виды транспорта" в средней группе
Тема: « Виды транспорта»Задачи:Образовательные:· Знакомить детей с понятием –транспорт;· Закреплять в активном слова...
Конспект занятия по развитию речи на тему "Описание предметов - овощи" средняя группа
Цель: учить различать и называть овощи....
Конспект НОД по развитию речи на тему «Наши игрушки» в средней группе
Конспект предназначен для воспитателей средней группы....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Литературный калейдоскоп" в подготовительной группе
чтение художественной литературы...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.
Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....
Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» по теме: «Домашние животные» в средней группе № 3 «Калинка» (возраст детей 4-5 лет)
- учить составлять описательный рассказ по примеру,- образовывать глаголы от звукоподражательных междометий...
Конспект занятия по развитию речи в форме литературной викторины в подготовительной группе «Писатель детства – С. В. Михалков».
Конспект занятия по развитию речи в форме литературной викторины в подготовительной группе «Писатель детства – С. В. Михалков» с презентацией к викторине....