Логопедические игры. Словообразовательные игры
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данные игры и упражнения помогут ребёнку, имеющие трудности с образованием падежных окончаний, уменьшительно-ласкательной суффиксов,формы множественного числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_zakrepleniya_formy_mnozhestvennogo_chisla.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для закрепления формы множественного числа:
1.«Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2.«Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один - много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
Упражнения для уточнения формы родительного падежа:
1.«Угадай, чьи это вещи».
Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2.«Кто кому?»
Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
Упражнения для уточнения формы дательного падежа:
3.«Гости».
На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Упражнения для уточнения формы винительного падежа:
2.Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3.Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Упражнения для уточнения формы предложного падежа:
«Помоги животным найти свой домик».
Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.
Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1.«Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик
3.«Эхо» (образование сложных слов)
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос
воду возит – водовоз.
4.«Назови сколько».
Картинки перевернуты, ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.
- Это (ребенок наугад называет любой предмет).
Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. – Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки …продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.
Комплекс игр для формирования навыков словообразования у дошкольников
с общим недоразвитием речи
- Игра «Назови ласково». Кукла маленькая, ее можно назвать куколка. Все предметы у куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
- Игра «Что для чего?» На столе — хлеб, сахар, конфеты и т. д. — Где хранятся эти предметы? (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице и т.д.)
- Игра «Кто у кого?» Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: — У лисы — лисенок и т.д.
- Игра «Назвать животных парами».
- Игра «Как зовут маму, папу, детеныша?» (по картинкам)
- Игра «Два брата ИК и ИЩ». Жили два брата. ИК — маленький и худенький, ИЩ — высокий и толстый. У каждого брата было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ -большой домище. У ИКА — носик, а у ИЩА….?
- Измени слово по аналогии: а) виноград — виноградинка горох-… лед-…. б) бусы — бусинка пыль — ….
- Назвать профессии (по картинкам) Кто носит багаж? Носильщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик.
- Игра «Как назвать того, кто…?» Кто на паровозе ездит? Машинист Кто песни сочиняет? Композитор. Кто водит самолет? Летчик, пилот.
- Игра «Кто он такой?» Образование существительных от глагола.Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.
- Игра «Назови машину одним словом». Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
- Игра «Фокусник». Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова. Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед). Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.
Задания и игровые упражнения по формированию словообразования прилагательных.
- Игра «Чьи хвосты?» Серенький, пушистый хвост белки (Чей это хвост?) — беличий и т. д. Картинки с изображением животных разрезаны на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. Дети должны составить животных.
- «Диковинный зверь» (на фланелеграфе) Составляется животное из различных частей разных животных. Дети рассказывают: чья голова, лапы, хвост, туловище и т.д.
- Игра в лото «Что из чего сделано?» У детей карточки лото с изображением разных предметов (мяч, стакан, стол,…). Логопед говорит: — Стакан из стекла. Дети находят этот предмет на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет говорит: — Стакан стеклянный и закрывает фишкой картинку.
- Сравнить предметы и закончить предложения. Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще…. Дыня сладкая, а арбуз еще….
- Ответить на вопрос «Как?» Утром светло, а днем (как?) еще светлее. оВечером темно, а ночью (как?) еще…. В пальто тепло, а в шубе (как?) еще….
- «Правильно назови вещи». Лист дуба — дубовый лист. Лист березы… Лист липы… Лист рябины-…
- Игра «Найди ошибки Незнайки». Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет сила дождь. Наступит холодная дождь осень. На опушку выскочил трус заяц. По лесу бродит голод волк. Сегодня чудесный мороз день. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.»
- «Игра з со словами».
У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)
У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)
У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий)
У девочки черные волосы. Какая она? (черноволосая)
У девочки голубые глаза? Какая она? (голубоглазая)
Задания и игровые упражнения по формированию словообразования глаголов.
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается: Мыла — вымыла Умывается — умывалась
Игра «Чем отличаются слова?» Логопед просит детей показать на картинках, кто… Умывает — умывается, Причесывает — причесывается и т. д.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам)
а) в импрессивной речи Логопед называет слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку. Входит — выходит, подходит — отходит, подлетает — отлетает
б) в экспрессивной речи Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумывать предложения с этими словами. — Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: В клетку ….(влетает), из клетки….(вылетает) и т. д. — Найти общую часть слова (по картинкам) Переходит — перебегает, Наливает — переливает и т. д.
Игра «Договори похожие слова». Формирование умения находить родственные слова и общую морфему.Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:
Скоро сказка… (сказывается), да не скоро дело… (делается).
Хватит тебе, молодцу, горе… (горевать).
Не впервой волку зиму… (зимовать).
Молодое растет, а старое… (старится).
Все живое хочет… (жить).
Игра «Оркестр». Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками. Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.
Игра «Гараж». Задача: учить образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-.Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.). Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их. Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает)
Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)
Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка) Что она делает? (Хрюкает)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....
Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012
В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.
Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....
Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"
Оформление логопедического уголка, информация для родителей....
Логопедический проект по развитию фонетического слуха у детей 6-7 лет на тему "Логопедические игры".
Логопедический проект....
Логопедический проект «Логопедические игры»
В логопедическом проекте «Логопедические игры» представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического...