Логопедические игры. Словообразовательные игры
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Храмова Елена Валерьевна

Данные игры  и упражнения помогут ребёнку, имеющие трудности с образованием падежных окончаний, уменьшительно-ласкательной суффиксов,формы множественного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для закрепления формы множественного числа:

1.«Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2.«Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один - много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

Упражнения для уточнения формы родительного падежа:

1.«Угадай, чьи это вещи».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2.«Кто кому?»

Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

Упражнения для уточнения формы дательного падежа:

3.«Гости».

На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Упражнения для уточнения формы винительного падежа:

2.Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3.Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Упражнения для уточнения формы предложного падежа:

«Помоги животным найти свой домик».

Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.

Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1.«Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? – показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? – показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик

3.«Эхо» (образование сложных слов)

листья падают – листопад сам ходит – самоход

снег падает – снегопад мед носит – медонос

вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад сено косит – сенокос

разводит сады – садовод везде ходит – вездеход

разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход

сам летит – самолет пыль сосет – пылесос

воду возит – водовоз.

4.«Назови сколько».

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

- Это (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. – Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки …продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Комплекс  игр  для  формирования  навыков  словообразования  у  дошкольников   

с  общим  недоразвитием  речи

  1. Игра  «Назови  ласково».  Кукла маленькая,  ее  можно  назвать  куколка.  Все  предметы  у  куколки  тоже  маленькие и  поэтому          их  надо называть  ласково.
  2. Игра «Что  для  чего?»  На  столе  —  хлеб,  сахар,  конфеты  и  т.  д.  —  Где  хранятся  эти  предметы?  (Хлеб  — в  хлебнице,  сахар  —  в  сахарнице,  конфеты  —  в   конфетнице  и  т.д.)
  3. Игра    «Кто  у  кого?»  Логопед  показывает   картинку  и  задает  вопрос  типа:  «Кто  у  лисы?»  Дети  отвечают:  —  У  лисы  —  лисенок  и  т.д.
  4. Игра  «Назвать  животных парами».
  5. Игра  «Как  зовут  маму, папу,           детеныша?»  (по  картинкам)
  6. Игра  «Два  брата      ИК  и  ИЩ».  Жили  два  брата.  ИК  —  маленький  и  худенький,  ИЩ  — высокий  и  толстый.  У  каждого  брата  было  свое  жилье.  ИК  имел  домик,  ИЩ   -большой  домище.  У  ИКА  —  носик,  а   у  ИЩА….?
  7. Измени  слово  по  аналогии:  а)  виноград  —  виноградинка  горох-… лед-….  б)  бусы  — бусинка  пыль  —  ….
  8. Назвать  профессии  (по  картинкам)  Кто  носит  багаж?  Носильщик.  Кто  вставляет  стекло?  Стекольщик.
  9. Игра  «Как  назвать  того,  кто…?»  Кто  на  паровозе  ездит?  Машинист  Кто  песни  сочиняет?  Композитор.  Кто  водит  самолет?  Летчик,  пилот.
  10. Игра  «Кто  он  такой?»  Образование  существительных  от   глагола.Образец:  если  он  за  всех  заступается,  он  заступник.  Он  много  работает. Он…  (работник).  А  когда  часто  дерется.  Он  (драчун).  Много-много  говорит.  Он…     (говорун).  И  т.д.
  11. Игра  «Назови  машину  одним  словом». Машина,  которая  чистит    картофель  –  картофелечистка,  машина,   которая  сажает  картофель  –  картофелесажалка (кофеварка,  кофемолка,  мясорубка,  овощечистка,  соковыжималка,  глиномешалка, полотёр,  пылесос).
  12.  Игра «Фокусник».  Задача: употреблять  наименования,  образованные  за  счет словосложения.Оборудование: пара  карточек  с  изображением  предмета  и словом  (глагол,  прилагательное)  для  образования  слова.  Ребенок  должен  назвать  картинку  и  соединить  ее  со  словом  (читает логопед).  Например:  картинка —  книга,  слово —  любит,  получилось —  книголюб;  картинка   пчела, слово —  водит,  получилось —  пчеловод  и  т.д.

Задания  и  игровые  упражнения  по  формированию словообразования  прилагательных.

  1. Игра  «Чьи  хвосты?»  Серенький,  пушистый  хвост  белки  (Чей   это  хвост?)  —  беличий  и  т.  д.  Картинки с  изображением  животных  разрезаны  на три  части. Детям  раздаются  части  разрезанных картинок.  Дети  должны  составить  животных.
  2. «Диковинный  зверь»  (на   фланелеграфе)  Составляется  животное  из  различных  частей  разных  животных.  Дети  рассказывают:  чья  голова,  лапы,  хвост,  туловище  и  т.д.
  3. Игра  в  лото  «Что  из  чего  сделано?»  У  детей  карточки  лото  с  изображением  разных  предметов  (мяч,  стакан,  стол,…).  Логопед  говорит:  —  Стакан  из  стекла.  Дети  находят  этот  предмет  на  карточках.  Тот, у  кого  на   карточке  есть  этот  предмет  говорит:  —  Стакан  стеклянный и  закрывает  фишкой картинку.
  4. Сравнить  предметы  и  закончить  предложения.  Апельсин  большой,  а  арбуз  еще  больше. Клубника  маленькая,  а  смородина  еще….  Дыня сладкая,  а  арбуз  еще….
  5. Ответить  на  вопрос  «Как?»  Утром  светло,  а  днем  (как?)  еще  светлее.  оВечером  темно,  а  ночью  (как?) еще….  В  пальто  тепло,  а  в  шубе  (как?)  еще….
  6. «Правильно  назови  вещи».  Лист  дуба  —  дубовый лист.  Лист  березы…  Лист липы… Лист  рябины-…
  7. Игра  «Найди  ошибки  Незнайки».  Логопед  говорит  ребенку:  «Незнайка  составил  предложения,  но  допустил  ошибки.  Послушай  внимательно  и  исправь  ошибки  Незнайки».  Например:  На  улице  льет  сила  дождь. Наступит  холодная  дождь   осень.  На  опушку  выскочил  трус  заяц.  По  лесу  бродит  голод  волк.  Сегодня  чудесный  мороз день.  Мальчик  вернулся  с  улицы весь  грязь.»
  8. «Игра з со  словами».

У  зайца  короткий  хвост.  Какой  заяц? (короткохвостый)

У  зайца  длинные  уши.  Какой  заяц?  (длинноухий)

У  зайца быстрые  ножки.  Какой  заяц?  (быстроногий)

У  девочки  черные волосы.  Какая  она?  (черноволосая)

У  девочки  голубые  глаза?  Какая она?  (голубоглазая)

Задания  и  игровые  упражнения по  формированию  словообразования  глаголов.

Дифференциация  глаголов  совершенного и  несовершенного  вида.  Логопед  предлагает  детям  показать  на  картинках,  где  действие  уже  совершенно,  а  где  оно  совершается:  Мыла  —  вымыла  Умывается —  умывалась

Игра  «Чем  отличаются  слова?»  Логопед  просит  детей  показать  на  картинках,  кто… Умывает  —  умывается,  Причесывает  —  причесывается  и  т.  д.

Дифференциация  глаголов  с  приставками  (по  картинкам)

 а)  в   импрессивной речи Логопед называет слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку. Входит — выходит, подходит — отходит, подлетает — отлетает

б) в экспрессивной речи Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумывать предложения с этими словами. — Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: В клетку ….(влетает), из клетки….(вылетает) и т. д. — Найти общую часть слова (по картинкам) Переходит — перебегает, Наливает — переливает и т. д.

Игра «Договори похожие слова». Формирование умения находить родственные слова и общую морфему.Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:

Скоро сказка… (сказывается), да не скоро дело… (делается).

Хватит тебе, молодцу, горе… (горевать).

Не впервой волку зиму… (зимовать).

Молодое растет, а старое… (старится).

Все живое хочет… (жить).

Игра «Оркестр». Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками.  Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.

Игра «Гараж». Задача: учить образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-.Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.). Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их. Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.

Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает)

Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)

Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка) Что она делает? (Хрюкает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....

Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012

В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....

Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"

Оформление логопедического уголка, информация для родителей....

Логопедический проект «Логопедические игры»

В логопедическом проекте «Логопедические игры» представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического...