Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никулина Екатерина Сергеевна

Актуальность

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении её новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательным отношениям, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания.

Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательных отношений.

И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Мини-музеи – это неотъемлемая часть развивающей предметно – пространственной среды ДОО.

Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей музея к восприятию экспонируемых в нем ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Никулина Екатерина Сергеевна

Заводская основная  общеобразовательная школа

филиал муниципального казенного образовательного учреждения  Карповской средней общеобразовательной школы

Муниципальный конкурс методических разработок

«Развитие связной речи дошкольников посредством музейной педагогики»

Методическая разработка  по речевому развитию

для старшей группы

«Хлеб – всему голова»

                                    Выполнила: Никулина Е.С., воспитатель

                                                               Заводская ООШ филиал МКОУ      

                                         Карповской СОШ

пос.Заводской

2020 год

Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи. Образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; подбирать слова – антонимы. Закрепить словарь по данной теме.

Методы:

  1. Словесные -  художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки);  беседа.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентация.
  3. Практические – физкультминутки; пальчиковая гимнастика.

Приёмы:

  1. Игровой
  2. Похвала
  3. Поощрение.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Социально- коммуникативное  развитие
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Оборудование: 

  1. Колосья пшеницы и ржи
  2. Кусочки белого и ржаного хлеба
  3. Баночки с пшеничной, гречневой , рисовой крупой
  4. Презентация
  5. Каринки с изображением зерноуборочной техники

Актуальность

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении её новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательным отношениям, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания.

Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательных отношений.

И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Мини-музеи – это неотъемлемая часть развивающей предметно – пространственной среды ДОО.

Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей музея к восприятию экспонируемых в нем ценностей.

         

Ход образовательной деятельности

 (Дети вместе с воспитателем стоят в кругу)

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «Доброго утра»

Воспитатель: Ребята, а наше занятие мы с вами начнем с загадки, отгадав которую мы с вами узнаем, о чем будет наше сегодняшнее занятие.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам -….( хлебом)

 Воспитатель:  Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

        (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, сегодня мы поговорим с вами о хлебе. А откуда берется хлеб, который мы каждый покупаем в магазине?                               (0тветы детей)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Ответ детей: Поле, Солнце, Колосья

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно всё назвали.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что это за колосья и для чего они нужны.                                                                                                                                             Ответ детей: Это хлебные колосья из них делают хлеб.

Воспитатель: Вы правы

Воспитатель:  Но для того чтобы узнать более подробно о них и их продукте (о хлебе) я  ребята сейчас,  приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини музею хлеба. Его экспонаты помогут  нам  узнать много нового об этом продукте питания.

Воспитатель: Ребята, вы согласны совершить экскурсию в мини музей?          Ответ детей: Да

Воспитатель: Но сначала, ребята, до того, как мы отправимся на экскурсию в наш мини-музей , кто мне расскажет, как нужно вести себя в музее, какие существуют правила для посетителей музея.

Ответ детей: нельзя шуметь, кричать, бегать, трогать руками экспонаты.

Воспитатель:  Молодцы, знаете правила поведения в музеи.

Воспитатель: Тогда отправляемся на экскурсию. Вот и первый экспонат нашего мини музея.

Рассматриваем иллюстрации на тему: «Как выращивают хлеб?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём он нам рассказывает?

Ответ детей: о том, как выращивают хлеб; готовят землю перед посевом зерна; сеют зерно в землю.

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей , которые сеют, выращивают, убирают хлеб?

Ответ детей: хлеборобы

Воспитатель:   Правильно. Много людей -хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.

Физкультминутка:                                                            

 Воспитатель: А сейчас, ребята,  мы с вами немного отдохнем и тоже  превратимся в колоски.                                                                                                                          

Посажу я в землю хлебное зерно                         (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно           (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске   (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке                (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки           ( дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски      (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт       (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год       (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру                (сделали круг большим),

Как один я, столько хлеба соберу?              (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно…        (показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно!      (присели на корточки).

Воспитатель: Ребята смотрите вот, и колосья появились в нашем с вами музее.

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение о колоске.

Колосок  как будто дом,                                                                                     Много комнат в доме том.                                                                                            В каждой комнате -  зерно,                                                                                         Спелой зрелостью полно.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет?                                                       Ответы детей: Да, нет.                                                                                   Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение, чтобы мы с вами перестали, сомневаться, в этом давайте мы их рассмотрим с помощью  лупы.                 Ответ детей: Давайте                                                                                                                 ( Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Воспитатель: Ну что ребята рассмотрели колосья?                                             Ответ детей: Да.                                                                                            Воспитатель: Убедились, что в стихотворение говорится всё правильно? Ответ детей: Да                                                                                           Воспитатель:  ребята, а давайте с вами представим, что мы попали на огромное поле, посмотрите на колоски, они все разные:

Один высокий –другой …(низкий)

Один большой – другой …(маленький)

Один толстый – другой…(тонкий)

Один длинный –другой ….(короткий)

Посмотрите, это большое поле, а маленькое – полюшко

Это большой колос, маленький …(колосок)

Это большой стебель, а маленький …(стебелек)

Это большое зерно, а маленькое …(зернышко)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, ребята, посмотрите, как растёт рожь и пшеница в поле и как их убирают с поля.

Когда зерна хлебов созревали, начинается горячая пора для хлеборобов- и называется она жатва. На поля выходят машины-комбайны управляемые комбайнёрами. О комбайне сложена загадка: «По полю идёт, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает».

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. По сигналу комбайнёра машина, полная зерна, уезжает с поля. 

Педагог показывает иллюстрацию о том, как убирают рожь, пшеницу.

.Воспитатель: У меня к вам следующий вопрос. Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет?                                                                                   Ответы детей: нет.                                                                                               Воспитатель: А почему нельзя?                                                                                  Ответ детей: Они ещё сырые и не прошли обработку.                                   Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда отвозят колосья с поля ?                                                                                                                 Ответ детей:  

Воспитатель: Зерно увозят на элеватор. Элеватор – здание с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.

Воспитатель: Молодцы ребята, это и есть наш следующий экспонат нашего мини- музея.

Воспитатель: А когда зерно высушат и обработают, куда его везут, кто скажет?                                                          

Ответ детей: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Молодцы. И это правильный ответ.

Воспитатель: Ребята, представляете, в наши дни зёрна пшеницы и ржи на мукомольном заводе превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно, а  в старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода  крутила большие мельничные колёса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие зерно в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движения жернова.

Воспитатель: Итак, зерно привезли на мельницу. Что там делают с зерном?                                                      Ответ детей: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?     Ответ детей: Мельник.                                    

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если  мука сделана из зерен пшеницы – какая она будет?                                                                                                         Ответ детей: пшеничная мука.                                                              Воспитатель: А мука из зерен ржи,  какая?                                                          Ответ детей: ржаная мука.                  

Воспитатель: Муки мы намололи. Куда потом везут муку?                                                       Ответ детей: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Из муки выпекают разные хлебные изделия. Ребята, давайте подумаем, какие это будут за хлебные изделия?

Ответы детей: Булка, батон, хлеб, сушки, пряники, блины, пирожные, торты, пирожки.

Воспитатель: Вот и следующие наши экспонаты.  Это зёрна (крупы) злаков - овса, ячменя, гречихи, риса и проса.                                                                                                       С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши.                     «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Крупы: Рис, манка, греча, овсянка, пшено, перловка        

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла                           поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку  пришла

Всех друзей угостим                                  раскрыть ладони

По тарелке дадим                                      поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке                                развести руки в стороны

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Воспитатель:  Ребята, а кто знает  пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Ответ детей:

• Много снега, много хлеба.

• Хвала рукам, что пахнут хлебом.

• Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

• Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

• За обедом хлеб – всему голова.

• Без труда хлеб не родится никогда.

• Упустишь время – потеряешь урожай.

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. 

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Воспитатель: Вот и закончилась  наша экскурсия . Что вам понравилось и запомнилась на нашей экскурсии?

Ответы детей.

Игра: «Пожелание»

Воспитатель:                                                                                                                                    «А сейчас мы улыбнёмся                                                                                           крепко за руки возьмемся,                                                                                                и друг другу на прощанье                                                                                                мы подарим пожеланье….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по речевому развитию для старших дошкольников " Что за чудо эти сказки"

Развитие речи и познавательной активности детей  посредством театрализованной деятельности....

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Зимняя лесная школа».

Данный материал адресован воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям. Может быть использован  для закрепления и систематизации знаний детей по ...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима за окном».

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима за окном»....

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе «Осеннее путешествие»

Методическая разработка по  речевому развитию в старшей группе «Осеннее путешествие» Евсеева Ирина Николаевна...