Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Зимняя лесная школа».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горлова Людмила Степановна

Данный материал адресован воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям. Может быть использован  для закрепления и систематизации знаний детей по лексической теме "Птицы". В конспект  НОД включены игры и задания на развитие речевой и познавательной активности детей, на расширение и активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, связной речи, памяти, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Зимняя лесная школа».

Цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде,  питании и среде обитания. 

Обучающие: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; обогатить и активировать словарный запас по теме; формировать грамматически правильную речь.

Развивающие: развивать зрительную память, внимание, связную речь; способствовать развитию сенсорного опыта воспитанников.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам и желание помочь им; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-комуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые.


Оборудование и материалы:  презентация  MicrosoftPowerPoint  «Зимующие птицы», ПК,  картинки с изображением птиц, схема  составления рассказов о птицах, шапочки с изображением птиц, макет зимнего дерева, силуэты  птиц из картона, аудиозапись птичьих голосов,  кормушка, пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало.

Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки « Про птиц», « Синичкин календарь»,  Г. Снегирев «Птицы нашего леса»,  Г. Скребицкий, В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»,  Е.И.Чарушин «Воробей», В.Зотов «Синица», стихотворений:  Н.Рубцов«Воробей»,«Ворона»,«Воробей», «Скачет шустрая синица», В.Звягина«Воробей», А.Яшин «Покормите птиц зимой»,А.Чепуров «Трудно птицам зимовать», Т. Евдошенко «Берегите птиц»,«Снегирь», Л.Григорьева «Синица», В. Берестов « Сова и синица»,рассматривание картин, иллюстраций о птицах, просмотр презентаций, разгадывание загадок о птицах, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, изготовление кормушек, рисование и лепка птиц, подвижные игры, выставка кормушек.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Лесную школу и познакомимся с её учениками.

А кто они, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Ответ проверяется на слайде.

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает,
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит….. (Воробей)

                                 Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Эта птица всем знакома - 
Важно ходит возле дома 
Кар-Кар-Кар вдруг закричит, 
И спокойно улетит. 
Очень хитрая персона, 
А зовут её…… (Ворона)

                                  Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Любопытством этой птицы
Нам нельзя не восхититься!
Что на солнце заблестело,
Стащит ловко и умело.
Ну а новости так те,
Нам "приносит на хвосте".
Белобока, черно ока
И зовут её ...
 ( Сорока)

                                     Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …(Синицы)

                                   

Картинка с изображением синицы появляется на слайде.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит…(Дятел).

                                     Картинка с изображением дятла  появляется на слайде.

Появляется ночами.
Где её мы повстречаем? -
На суку в лесу  сидит,
Зорко мышек сторожит. 
Про неё идёт молва -
Никогда не спит ... . (Сова)

                     Картинка с изображением совы появляется на слайде.  

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет…(Голубь)

                                     Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель: Все ученики этой школы - птицы. Учатся здесь только те птички, которые остаются у нас зимовать.

- Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Дети: зимующие.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?

Дети: Потому что эти птицы не улетают осенью в теплые края, а остаются зимовать у нас.

Воспитатель: С Нового года в этот класс придут новые ученики. Сюда они прилетают из северных лесов. Их появление всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные.

Воспитатель: Догадались кто это? Правильно снегири. 

                            Картинка с изображением снегиря появляется на слайде.

Динамическая пауза: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками) 
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке (наклон вперёд, руки назад) 
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо )
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
(
Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью. 

Воспитатель: А теперь давайте подробнее расскажем о каждом ученике этой школы. Рассказывать будем по схеме. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу , по которой дети будут составлять описательный рассказ).


На таблице схематично изображена последовательность рассказа:

1.Кто это?    (Как называется птица?)   Рисунок 1.                                                                                2.Величина ( большая или маленькая)    Рисунок 2.
3.Части тела птицы  (какой у нее клюв, какие лапки, хвост)  Рисунок 3.

4.Цвет (Какого цвета оперенье птицы?)  Рисунок 4.
5.Чем птица питается зимой?
  Рисунок 5.

             Воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемотаблицу  и послушать рассказ о дятле: 

Это дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв у дятла длинный и крепкий. Он стучит им по дереву, и достаёт из-под коры вредителей. У дятла спинка, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях белые пятна, подхвостье красное. Брюшко белое с чёрными полосками. На голове дятла ярко-красный беретик. Он питается насекомыми и семенами шишек. 

Затем дети самостоятельно составляют рассказы-описания зимующих птиц. Ребёнок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. Воспитатель выставляет на мольберте картинку с изображением этой птицы.

Примерные рассказы по таблице:

Воробей:                                                                                                                                                                                                                    Это  воробей . Эта птица маленькая, но шустрая. У нее короткие крылышки, короткие ножки. Тело птички покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Воробей питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает.

Снегирь:  

Это снегирь. Он небольшой. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. У него красная грудка, черные крылья, голова и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. Снегирь любит лакомиться рябиной, любит ягоды рябины, калины, боярышника.

Синичка.

Это синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова,  горло и хвост чёрные . Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается  насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало.

Ворона.

Это ворона. Она большая. У неё большой клюв, большие лапы,    большие глаза. Голова, крылья , хвост и лапы у неё черные, остальное оперение темно-серое. Вороны всеядные птицы.

Сорока:

Это сорока. Она большая. У неё длинный острый клюв, длинный как стрела хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока у сороки белые, поэтому её называют "белобока". На крыльях белые полосы. Питается ягодами, семенами, крошками, насекомыми.

Голубь:

Это голубь. Она большая. У голубя небольшая голова, короткая шея, длинные и острые крылья, хвост небольшой. Ноги короткие, пальцы длинные, клюв маленький. У него серо-сизое оперенье, две полосы на крыле, серый хвост и темный клюв. Питаются они семенами, плодами, ягодами. Любит хлебные крошки.

Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились!

- А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Четвёртый лишний».  

- Я буду показывать вам картинки. На каждой картинки нарисовано по четыре птицы. Одна из птиц не подходит к остальным, она «лишняя». Посмотрите внимательно на картинки.

Ответьте, какая птица «лишняя»?

 Объясните, почему она лишняя? 

1.Голубь, воробей, ласточка, синица. (Лишняя ласточка, потому что она относится к перелётным птицам, а все остальные к зимующим.)

2.Ворона, дятел, грач, сорока.

3.Цапля, снегирь, синица, сова.

4.Снегирь, попугай, воробей, голубь.

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны. 

-Пока мы играли, наши ученики-птички улетели на лесную полянку. Хотите посмотреть, что они там делают?

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в птичек и полетим за ними. (Дети берут со стола шапочки с изображением птиц и становятся в круг).

Дети выполняют движения по тексту: 
Дети  весело кружились, дети все в птичек превратились.

Птицы крыльями махали – все летали и летали, 
Птицы в воздухе кружились, 
На полянку опустились.

Посидели, глазками поморгали, головой повертели — снова полетели.
Летели, летели — к дереву прилетели.

Дети подходят к макету дерева. На нем прикреплены силуэты птиц.

Как у школьных у ворот
Чудо-дерево растет.

Прилетели к нему птицы:

И ворона, и синица,

Дятел, голубь, воробей,

Снегирь, сорока, свиристель.
Зимуют у нас эти 
Чудные птицы 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это чудо-дерево.

 Сколько птиц прилетело! Давайте их сосчитаем. (Дети считают птиц.)  

Игра «Сосчитай!» (согласование числительного с существительным)

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

 (Синица, воробей, сорока, ворона, дятел)

Воспитатель: Какие красивые птицы, и у каждой есть своя отличная черта.

Дидактическая игра «Скажи какая? какой?»

У дятла красная голова – он какой? (красноголовый).

У снегиря красная грудка – он какой? (красногрудый).

У сороки белый бок – она какая? (белобокая).

У синицы желтая грудка – она какая? (желтогрудая).

У вороны черное крыло – она какая? (чернокрылая).

У воробья короткий хвост – он какой? (короткохвостый). 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, птицы умеют разговаривать?

Давайте присядем на ковер и послушаем голоса птиц. Как красиво они поют, даже зимой. (Включается фонограмма с голосами птиц).

Игра «Кто как голос подаёт?» Дети отвечают на вопросы взрослого.

Воспитатель: Вы узнали знакомые голоса птиц?

Дети: да.

Воспитатель: Скажите, как птица свой голос подаёт, что делает?

 Ворона (что делает?) — … каркает.

Сорока (что делает?) — … стрекочет.

Воробей (что делает?) — … чирикает.

Голубь (что делает?) — … воркует.

Снегирь (что делает?) — … свистит.

Дятел (что делает?) — …трещит.
Сова (что делает?) — …ухает.

Воспитатель: Молодцы! Знаете голоса птиц.

Вот и закончилась перемена, пора нашим птичкам- ученикам возвращаться в класс.

Игра «Угадай, кто улетел?». 

— Посмотрите внимательно, где сидят птицы. Запомните их. Закройте глаза. По моей команде откройте глаза. Посмотрите опять на птиц. Какая птица улетела?

Воспитатель снимает плоскостное изображение синички.
Воспитатель: Кто улетел?
Дети. Улетела  синичка.
Воспитатель. Где сидела синичка?
Дети. Синичка сидела на ветке.
Воспитатель. Что она делала?
Дети. Клевала сало.
Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья.
Воспитатель. Кого теперь улетел?
Дети. Улетел  воробей.
Воспитатель. Где сидел воробей?
Дети. Воробей сидел на кормушке .
Воспитатель. Что он делал?
Дети. Клевал зёрнышки.

Воспитатель. Кто теперь улетел?
Дети. Улетели снегири.
Воспитатель. Что делали снегири?....
Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами.

Воспитатель: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла.

Как же им согреться? Как вы думаете?

Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки и подкармливать птиц).

- Давайте вспомним, чем питаются птицы зимой?

Дети высказывают свои предположения. 

Воспитатель вместе с детьми подходят к кормушке, сделанной родителями.

- Ребята, посмотрите, какая красивая кормушка! А сколько здесь  различных угощений для птиц.

 Воспитатель: Здесь и зёрнышки, и семечки, и ягоды рябины, крупа, орешки, шишки, хлебушек, семена тыквы, и даже сало.

Воспитатель: Как вы думаете, чем можно угостить каждую птичку?

Игра: «Птичья столовая»

Воробья – хлебными крошками, зерном, остатками пищи.

Снегиря – ягодами рябины, семенами.

Синичку – семечками, зерном, ягодами, несолёным салом.

Ворону, сороку – хлебными корками, зерном, семенами, всем что остаётся со стола.

Дятла - семенами еловых и сосновых шишек.

Голубя - крошками, зерном, корками хлеба.

 - Кому не хватило угощения? (сове). Сова – хищная птица, питается мышами.

Воспитатель: Когда мы пойдём на прогулку, возьмём кормушку с угощениями на свой участок и будем наблюдать за птицами.

Воспитатель: А сейчас ребята, я прочитаю вам стихотворение

Александра Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нашим птичкам пора отдыхать.

Скажите, где мы с вами сегодня побывали?

С какими птицами познакомились?

Кто к нам прилетает в начале зимы?

Как можно помочь птицам зимой?

Воспитатель: Вы доставили мне сегодня радость своими красивыми рассказами. Мне приятно было играть с вами в речевые игры. Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Зимние Олимпийские игры»

Методическая разработка спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста     «Зимние Олимпийские игры». Спортивный праздник с применением здоровьесберегающих технологи...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Создание Лесной школы"

middot;                     знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку;·...