Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе по теме «Зимние забавы» приоритетная ОО «Речевое развитие»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Адонина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию  в старшей группе по теме «Зимние забавы»

приоритетная ОО «Речевое   развитие»

выполнила: Адонина О.А.

 воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №30» г. Михайловск

вид: интегрированное

Цель: закрепление  представлений детей о зиме, зимних забавах.

Задачи: 

Образовательные 

1.Закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;(ОО «Познавательное развитие»)

2. Упражнять в умении составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы полным предложением; развивать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме (ОО «Речевое  развитие»)

3.  Развивать общую, мелкую моторику,  воспитывать умение координировать речь с движением;  (ОО «Физическое развитие», «Речевое  развитие»)

4.Закреплять знания детей об изменениям, происходящих  в природе зимой

Развивающие 

1.Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, развивать способность к самооценке и самоанализу.

Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Воспитательные

1.Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативность,  самостоятельность в принятии решений. 

2. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.(ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная,  двигательная.

Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры образования):

Создание предметно — пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности: опорные картинки с признаками зимы; картины «Зимние забавы»; конверты с частями снеговика; пластилин; еловые шишки, корзина; снеговик и белочка; письмо.

Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение и заучивание стихотворений о зиме, пальчиковая гимнастика с шишками;

Организация и методика проведения образовательной деятельности

Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром почтальон принес нам письмо. Сейчас я его прочту. Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам белка .Сейчас у нас сказочно красиво – как будто все в серебре! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Жду,  белочка».

Воспитатель: 

Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о чем мы с вами будем говорить.

Снег идёт, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла …(зима)

Правильно, ребята.(Зима) А какая бывает Зима ? (Холодная, морозная, снежная, трескучая)

II. Основная часть (содержательно - деятельный этап)

Давайте встанем на лыжи и отправимся в лес.

Речевая гимнастика. (Развитие речевого аппарата)

-Снег скрипит под лыжами: сссс! сссс! сссс! Сссс! (имитация движений на лыжах)

 - Подъехали к горке. Присели! Скатились с горки! Шшшшш…

У – у – ух! Ох! - Хорошо зимой гулять!

Вдохнём, радостно скажем на выдохе:

«Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела!»

Воспитатель: вот мы и в лесу на полянке. Что вы видите?

 (Ответы детей)

Воспитатель.  Как красиво вокруг! А вот и белка на ёлочке.

Белка. Ребята, я рада встрече с вами, и хочу с вами поиграть. Я приготовила для вас различные задания.

1 задание. Рассмотрите свою картинку и расскажите, что бывает зимой. 

1 ребёнок - Зимой часто идёт белый снег.

2 ребёнок - Зимой на земле лежат большие сугробы.

3 ребёнок - Зимой деревья покрыты пушистым инеем.

4 ребёнок - Зимой реки и озёра покрыты толстым льдом.

5 ребёнок – Зимой люди надевают тёплые шубы и шапки.

6 ребёнок – Зимой птицам холодно и голодно, люди подкармливают

птиц.

7 ребёнок – Зимой дети катаются на санках, коньках, лыжах.

8 ребенок - Зимой дети играют в снежки и лепят снеговика.

Белка.: Молодцы! Как много вы рассказали о зиме.

А теперь 2 задание.

Дидактическая игра «Зимние забавы»

Ребята, на улице холодно, повторяйте за мной.

Физминутка «Зима». 

- Наконец пришла зима. (разводят руки в стороны 

- Стали белыми дома. (руки над головой домиком)

Снег на улице идёт, (поднимают и медленно опускают руки)

Дворник улицу метёт. (покачивают опущенными руками вправо-влево)

- Мы катаемся на санках, (приседают, руки перед собой) 

- Пишем на катке круги, (руки за спиной, поворачиваются кругом)

-  Ловко бегаем на лыжах, (движения руками, как при ходьбе на лыжах)

-  И играем мы в снежки. («бросают снежки»)

Белка. Ребята, в этом году зима не снежная, и я предлагаю вам самим сделать снегопад из красивых снежинок. А снежинки вы будете  лепить из пластилина.  

Я приглашаю вас за стол.

Посмотрите у меня на доске снежинка. Она состоит из длинных и коротких лучиков. Для того, чтобы вылепить снежинку, возьмите кусочек пластилина, раскатайте из пластилина колбаску, разделите ее сначала на 2 части, потом еще раз на 4 части. Разместите длинную колбаску по центру сверху вниз, 2 колбаску справа налево. Получилась основа снежинки. А теперь можно украсить снежинку короткими лучиками, вот так (показ).

Воспитатель:  Посмотри белочка, какие красивые получились снежинки!

 

Воспитатель: Хорошо у тебя в лесу белочка, но нам пора домой. Мы хотим угостить тебя  орешками.

А теперь встаньте на лыжи, нам пора возвращаться.

Ну, вот мы снова в группе.

5. Рефлексия.

Воспитатель: где мы сегодня были, что делали? Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Вы большие молодцы!  Вы много знаете о зиме, о зимних явлениях и  забавах. Составляли  рассказ по картине и слепили красивые снежинки.  Ребята, если вам все понравилось, все у вас получалось легко – возьмите белую снежинку, если у вас были небольшие затруднения – возьмите синюю снежинку.

6. Самооценка. 

Дети выбирают снежинки и объясняют свой выбор.