Главные вкладки

    Интеллектуально-познавательная викторина "Мир транспорта"
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Тихонова Марина Владимировна

    Интеллектуально-познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста. Обобщение и закрепление знаний детей о транспорте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл transport._viktorina._stsenariy._2021.docx27.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    города Калининграда

    центр развития ребёнка – детский сад № 121

    Сценарий тематической викторины

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему:

    «Мир транспорта»

    Составители:

     учитель-логопед Козина О. В.

    учитель-логопед Тихонова М. В.

    2021 г.


    Цель: обобщение и систематизация знаний детей по лексической теме «Транспорт».

    Задачи.

    Коррекционно-образовательные. Актуализировать и систематизировать знания детей по теме «Транспорт». Развивать навык правильного использования лексико-грамматических средств языка. Совершенствовать навык словообразования и словоизменения. Совершенствовать навык деления слов на слоги.

    Развивающие. Развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение. Развивать коммуникативную активность детей.

    Воспитательные: Формировать интерес к окружающему миру. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и друг друга, высказывать свою точку зрения, действовать согласно правилам.

    Оборудование:

    - ноутбук;

    - презентация «Мир транспорта»;

    - предметные картинки по теме «Транспорт» (самолёт, вертолёт, воздушный шар, яхта, лодка, пароход);

    - фишки, 2 стаканчика для фишек;

    - раздаточный материал для задания «Назови правильно»;

    - наглядный материал для задания «Парковка»;

    - игрушки – транспортные средства для задания «Парковка»: автобус, грузовик, трактор, мотоцикл, самосвал, экскаватор, такси, автомобиль, фургон, такси, джип, велосипед.

    - раздаточный материал: тарелочки и плоскостные геометрические фигуры для задания «Мы - конструкторы»;

    - раздаточный материал для поощрения: сложенные из бумаги пароходы и самолёты.

    Ход викторины

    1. Приветствие. Деление на команды.

    Логопед: Здравствуйте, ребята!

    Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Мир транспорта».

    Какие вы знаете четыре вида транспорта, в зависимости от того, где передвигается транспортное средство – по воде, по земле, по воздуху, под землёй? (Наземный, водный, воздушный, подземный).

    В нашей викторине будут принимать участие две команды. На столе лежат перевёрнутые картинкой вниз рисунки транспортных средств. Тот, кому достанется водное транспортное средство, будет в команде «Весёлый пароходик», а тот, кому достанется воздушное транспортное средство, окажется в команде «Голубой самолётик».

    Берите картинки и садитесь за столы.

    Я буду по очереди давать задания обеим командам. За каждый правильный ответ и верно выполненное задание команда получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек, и мы с вами определим команду-победительницу.

    А теперь, давайте приступим к выполнению заданий.

    1. Блиц-опрос.

    Логопед: Первое конкурсное задание. Каждая команда по очереди должна отвечать на мои вопросы.

    - Как называют людей, пользующихся общественным транспортом? (Пассажиры).

    - Как называют людей, которые ходят по улицам вдоль дорог? (Пешеходы).

    - Любимое блюдо машины. (Бензин).  

    - Где ночуют машины? (В гараже).

    - Без чего не поедут вагоны поезда? (Без рельсов).

    - Без чего не поедут троллейбус и трамвай? (Без электрического тока).

    - Что ещё необходимо для того, чтобы ехал трамвай? (Рельсы.)

    - Какой самый быстрый вид транспорта? (Самолёт.)

    - Какому транспорту нужен ветер? (Паруснику).

    - Какие похожие части есть в самолёте и корабле? (Иллюминаторы).

    - Какие части велосипеда похожи на очки? (Колёса).

    - Какая часть велосипеда напоминает рога быка? (Руль).

    1.  «Четвёртый лишний».

    Логопед: Следующее задание. Из четырёх картинок на экране – одна лишняя. Надо назвать её и объяснить, почему она лишняя. Команды отвечают по очереди.

    Пароход, лодка, катер, самолёт.

    Самолёт, ракета, вертолёт, орёл.

    Автобус, такси, трамвай, самосвал.

    Автобус, троллейбус, катер, колесо.

    Автобус, трамвай, троллейбус, велосипед.

    Велосипед, мотоцикл, самокат, автомобиль.

    1. «Назови правильно».

    Логопед: Каждый из вас получит карточку с рисунком транспортного средства. Надо будет назвать  этот транспорт. Но сделать это непросто, т. к.  надо будет добавить, какое это транспортное средство с учётом количества какой-нибудь детали от этого транспорта. Например, если у мотоцикла два колеса, то он какой мотоцикл? – двухколёсный мотоцикл.

    У лодки 4 весла – это четырёхвёсельная лодка.

    У парохода 3 трубы – это трёхтрубный пароход.

    У трамвая 3 двери – это трёхдверный трамвай.

    У велосипеда 3 колеса – это трёхколёсный велосипед

    У парохода 2 палубы – это двухпалубный пароход.

    У катера 2 мотора – это двухмоторный катер.

    У машины 4 колеса – это четырёхколёсная машина.

    У велосипеда 2 колеса – это двухколёсный велосипед.

    У автобуса 2 этажа – это двухэтажный автобус.

    У самолёта 4 мотора – это четырёхмоторный самолёт.

    У поезда 4 вагона – это четырёхвагонный поезд.

    1. Физминутка  «3 вида транспорта».

    Логопед: Давайте встанем из-за столов. Игра на внимание.

    Я называю вид транспорта, а вы показываете определённые движения. При назывании водного транспорта – вы «плывёте», при назывании воздушного – вы «летите», при назывании наземного – «крутите руль машины».

    Ракета, корабль, автобус, троллейбус, пароход, вертолёт, самосвал, яхта, самолёт, бензовоз, грузовик …

    1.  «Ассоциации».

    Логопед:  Назовите предметы, которые вы видите на экране.

    Сейчас каждый из вас должен будет назвать слово,  подходящее по смыслу к моей фразе. Чтобы вам легче было подобрать нужное слово – смотрите на экран. Среди нескольких предметов обязательно найдётся тот,  который подойдёт вам.

    У самолёта — крылья, а у вертолёта — … лопасти или пропеллер.

    У человека — сердце, а у катера — … мотор.

    Для автомобиля – шоссе, для поезда – … рельсы.

    У  человека – ноги, а у машины – … колёса.

    У птицы — клюв, а у самолёта – … нос.

    У человека – ноги, а у самолёта – … шасси.

    В доме – окно, в самолёте – … иллюминатор.

    У человека – дом, у машины – … гараж.

    В доме – лестница, на корабле – … трап.

    У машины – руль, у корабля – … штурвал.

    1. «Парковка».

    Логопед: Что такое парковка? (Ответы детей). Парковка это место, где на время оставляют транспортное средство.

    Каждая команда получит схему парковки, где цифрами обозначены парковочные места. Каждый член команды получит транспортное средство и должен будет правильно разместить его на парковке. Правило размещения такое: количество слогов в названии транспорта подскажет номер парковочного места. Например, в слове «самокат» три слога: са-мо-кат. Значит парковочное место самоката номер 3.

    1. «Мы - конструкторы».

    Логопед: Последнее задание викторины. Из геометрических фигур надо выложить грузовик и рассказать, какие детали были использованы для постройки грузовика.

    1. Подведение итогов викторины.

    Логопед: Вот и закончилась наша викторина.

    Понравилась ли она вам?

    Какое у вас настроение?

    Давайте поздравим друг друга громкими аплодисментами!

    Я хочу поблагодарить всех участников. У меня для вас есть сюрприз – сложенные из бумаги пароходы и самолёты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие интеллектуально познавательных способностей у детей среднего возраста»

    Актуальность темы исследования.Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной ...

    Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»

    Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...

    Интеллектуально-познавательная викторина "Мир транспорта"

    Презентация к викторине "Мир транспорта"...