Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме

Гиздатуллина  Гулия  Мансуровна

 

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы,

Оказываясь на более высоком умственном

И нравственном уровне с теми,

Кто такой школы не прошел.

Тимирязев.

 

Начну свое  выступление  со слов В.А.Сухомлинского: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел  красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека, но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-praktikum_gizdatullina_g.m.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ягодка»

Семинар – практикум с педагогами

«Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Гиздатуллина Г.М.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы,

Оказываясь на более высоком умственном

И нравственном уровне с теми,

Кто такой школы не прошел.

Тимирязев.

Начну свое  выступление  со слов В.А.Сухомлинского: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел  красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека, но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Учеными и обществом в целом все яснее осознаётся мысль о том, что от понимания механизмов функционирования и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике образования во многом зависит и жизненный успех отдельной личности.

Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим все красивое, ведь «Красота – спасет мир». Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Основная задача взрослого состоит в том,  чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.  

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Поэтому в своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах:

- «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К.Е. Тимирязев);

- у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Педагогический процесс в детском саду должен строиться на методах наглядных и практических.

Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В своей практике я использую метод проблемного обучения: вопросы  развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Если ребёнок только услышит, то может забыть, если не увидит, то и не вспомнит, если не сделает, то и не узнает. 

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, и  процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.  Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые  выводы.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, через знакомство обозначающих свойства объектов и явленней.

Выбранная мною модель педагогического воздействия предполагает решение следующих задач:        

  1. Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  3. Расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Не секрет, что дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, потому, что по природе своей они исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться, поэтому большое внимание уделяю опытам и наблюдениям. Моя задача состоит в том, чтобы связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.  Для того, чтобы ребенок  овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, я рекомендую использовать элементы ТРИЗ - теории решения изобразительных задач. Чем раньше мы начнем давать детям знания о неживой природе, элементах физики, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, любознательность, находчивость и, конечно, мыслительная деятельность и воображение. Как образно познакомить детей с твердыми, жидкими, газообразными предметами? Нужно подвести детей к материалистическому мировоззрению, к формированию основ системного мышления и логическому анализу окружающей нас  действительности. И в этом вам поможет моделирование - эффективный способ решения проблемы перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному (моделирование маленькими человечками). Использование внешних символических  заместителей в виде маленьких человечков переходит постепенно в использование заместителей внутренних, образных, что разрешает применять моделирование не только для объяснения окружающих процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с магнитами, песком, знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость), плавучесть, растворимость. Развивается представления детей о некоторых факторах среды ( свет, температура воды), ее изменчивость: вода - переходы в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, отличие друг от друга; воздух - его давление и сила.

 Не секрет, что особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково –

познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Методы и приемы, которые я использую в работе, разнообразны. Наглядное моделирование,   проблемные   ситуации,   игровые   обучающие   ситуации,   игры-фантазии, игры- путешествия, можно, поиграть вместе с детьми. Предложите детям найти в группе все твердые предметы (идем от близкого к далекому)- зубы, кости,  тарелки, стол, стул и т.д. почему эти предметы твердые? Что находится  внутри  стола? Внутри каждого твердого предмета  живут человечки. Они крепко держатся за руки.

А теперь назовите все жидкие вещества, которые текут – вода, компот, кисель и т. д. Проведите  эксперимент с водой, дайте детям по два стакана один с водой, другой – пустой. И предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? (Если вода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана).

В жидкости тоже живут человечки. Как же они держат руки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы? Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.

Вокруг нас есть дым, пар. Дым, он какой? Твердый? Жидкий? Нет, он газообразный. Проведите с детьми еще один опыт.

Для того  чтобы показать еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар это тоже вода, поместите над паром стекло или зеркало. На нем выступят капельки воды. Раскроите баночку с чесноком или с лимоном. Дети почувствуют запах. Это газообразные человечки вылетают из чеснока, лимона и летают по комнате, то есть они все время бегут. 

А теперь давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать по группе).

А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе  друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вместе с детьми можно придумать модели апельсина, человека, сахара, и т.д. и дальше вы продолжаете открывать секреты. Оказывается,  даже в твердых веществах: камнях, металле бывают дружные и недружные человечки (одни гнутся, но не ломаются, а другие хрупкие). И так шаг за шагом вы можете знакомить детей со следующими закономерностями в неживой природе.

  1. Предлагаю педагогам разделиться на три группы, даю задание:
  2. Первая группа придумывает модель «Чашку с водой»
  3. Вторая группа придумывает модель «Модель изменения сахара»
  4. Третья «Изменение сосульки весной в течение дня»

Таким образом, деятельность в процессе опытов и экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения или опровержения собственных представлений, управления тем или иными явлениями и предметами, а также развивает мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывает связи между живым и неживым в природе. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы, явления с целью более полного их познания и освоения.  

 Каждое фундаментальное естественно – научное понятие, с которым я предлагаю знакомить детей (температура, время, жидкость, свет, твёрдое тело, движение, звук и другое), экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта.

             Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, семена растений, камешки, мох, ракушки, собираем гербарий. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения, экспериментирования. Процесс изготовления поделок,  экспериментирование из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную, творческую, познавательную активность. Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

      Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Проводя с детьми опыты и эксперименты  мною был собран материал в помощь педагогам: журнал «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», « Вода – источник жизни»,   подготовила памятку «Первые шаги в лабораторию».

Я считаю, необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой, с экспериментированием – это создание предметно – развивающей среды :

      В  нашей группе имеется:  

-уголок для организации сюжетно – ролевых игр

-уголок –лаборатория «Капелька»

-уголок сенсорный

-уголок познавательный с литературой, энциклопедиями, схемами, демонстрационными материалами, муляжами.

-изо-уголок (для превращение оттенков)

-уголок театральный, музыкальный

-книжный уголок

-информационный центр для родителей.  

      Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование в экспериментальной лаборатории «Капелька».

      Все опыты и эксперименты, которые я провожу с детьми, безопасны и просты в исполнении, не требуют специального лабораторного оборудования и могут проводиться

с помощью обычных предметов домашнего обихода. В уголке – «Капелька», дети имеют

возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, тканью, бумагой, крупами и т. д. Наше название ассоциируется с пытливой

мыслью ребёнка, которая капля по – капле, прокладывает путь в неизведанное. Первые

эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, льётся, переливается, принимает форму того сосуда, в котором находится, не имеет формы, имеет температуру – тёплая, горячая, холодная, кипяток, ледяная, бывает прозрачной, грязной, не имеет запаха, вкуса, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Все опыты предлагаются от имени игрового персонажа «Капельки».

    Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен делать всё сам, а не

быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

            Показателем успешности познавательного развития и творческих способностей детей, результативностью моей педагогической деятельности являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях в дни открытых дверей, на городских спартакиадах, окружных конкурсах, участие воспитанников в художественной самодеятельности). За творческие показатели дети неоднократно награждались почётными грамотами, дипломами, призами, благодарственными письмами: Окружной конкурс рисунков «Осторожно огонь!» (благодарственные письма, грамота)

  1. Конкурс детского творчества «Радуга – 2010»
  2. Окружной конкурс  «Стерх»
  3.  спартакиада дошкольников,
  4. Конкурс рисунков «Дорога к храму»;  
  5. Совместное участие родителей и детей:
  1. Выставка «Дары природы»
  2. Творческая гостиная совместно с библиотекой « Мы читающая семья»

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения не сложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому  что  наблюдение акт не перцептивный, а интеллектуальный. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельно...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Семинар - практикум разработан для педагогов  с играми на развитие зрительного восприятия у дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...