Комплекс упражнений по формированию артикуляционного праксиса у детей раннего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Сажаева Надежда Константиновна

В статье в краткой форме отражено значение логопедического массажа для детей раннего дошкольного возраста и представлен комплекс упражнений по формированию артируляционного праксиса, который, в свою очередь, способствует появлению и развитию речи. Материал будет интересен педагогам, также молодым родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужен массаж языка в раннем дошкольном возрасте?

        

        Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

        Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию, активизирует её лимфой и кровообращение, а, следовательно, улучшает её питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

        Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно улучшается под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь, повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

        Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

        Ниже представлен комплекс упражнений, направленный на  формирование правильного артикуляционного праксиса у детей раннего дошкольного возраста. Массаж может проводить учитель-логопед или взрослый, знакомый с методикой выполнения данной методики.

Комплекс упражнений по формированию артикуляционного праксиса (массаж языка)

  1. Легко прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы  «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
  3. Помассировать верхнегубные мышцы ребёнка: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
  4. Погладить мышцы ребёнка в направлении от носа к верхней губе.
  5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука У-У-У.
  6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать её вверх до смыкания с верхней губой. При этом произносите БА-БА-БА.
  7. «Пельменчики»: смыкать губы ребёнка движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом М-М-М.
  8. Специальную массажную щётку или палец, обёрнутый бинтом, поместить ребёнку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
  9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щёк. Указательный палец со щёткой или бинтом во рту ребёнка, большой палец снаружи.
  10. Пальцем поднять кончик языка ребёнка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом ДА-ДА-ДА, ТА-ТА-ТА…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на кухне или формирование артикуляционного праксиса у детей младшего дошкольного возраста

Каждая мама знает, как малыш любит «помогать» маме на кухне. Чтобы игры были целесообразны и помогли развить артикуляционную моторику, предлагаю вам использовать предметы, которые есть на кухне. Эти и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов.

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования   "Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов" Пробл...

Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Интеграция образовательной области: «Коммуникация». Развитие  фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения грамоте. Совершенствование  навыка фонематического...