Конспект ОД по развитию речи в старшей компенсирующей группе по теме Весна.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Актуализация словаря по теме «Весна». Формирование целостного впечатления об изобра­женном на картине «Грачи прилетели». Совершенствование грам­матического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей (компенсирующей) группе.

Тема «Весна. Приметы весны»

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и беседа по ней.

Образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Весна». Формирование целостного впечатления об изображенном на картине «Грачи прилетели». Совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, артикуляционной моторики.

Воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, мольберт, альбом «Знакомим с пейзажной живописью» ,плоскостные изображения перелетных птиц и деревьев, карточки со слогами, «светофорчики» и пластмассовые утята по числу детей.

Предварительная работа. Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по теме «Перелетные птицы». Наблюдение за весенним небом.

Ход

Воспитатель. Сегодня мы продолжим разговор о весне. Послушайте стихотворение о весне. Сядет тот, кто запомнит хотя бы одну примету весны из этого стихотворения.

«Весна».

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла.

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

— А ну вставай, медведь!

— На веточку дохнула

— Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. 

                                           Е. Стюарт

Дети называют по одной примете весны. Воспитатель предлагает им перечислить не названные приметы.

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и беседа по ней.

Воспитатель помещает на мольберт репродукцию картину «Грачи прилетели».

Воспитатель. В стихотворении говорится:

«Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,  

 Кукушек и скворцов».

-Кто это такие? Как мы называем их?

(Это перелетные птицы.)

Воспитатель. Что, вы знаете о перелетных птицах? (Ответы детей)

(Они улетают в теплые края осенью, а возвращаются к нам весной.

 Они прилетают и начинают строить гнезда, выводят птенцов.)

Воспитатель. Верно. Каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова? (Ответы детей)

(Это грачи.)

Воспитатель. Что, делают грачи? (Ответы детей)

( Они строят гнезда на березах и собираются выводить птенцов.)

Воспитатель. Перечислите все, что делают грачи. (Ответы детей)

( Летают, кричат. Строят гнезда. Носят в клювах веточки и травинки.

Один грач ходит по снегу и ищет веточки.)

Воспитатель. Верно. В грачином поселении кипит работа. Шумные грачи строят гнезда и громко кричат: «Кра! Кра!» Они первыми вернулись к нам из теплых стран и принесли весну на крыльях. Какие приметы весны вы видите на картине?

Воспитатель организует беседу.

(Ответы детей)

Небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы.

Через них пробиваются солнечные лучи

Снег тает. Он стал мокрым, рыхлым, грязным.

Побежали ручьи, и среди деревьев стоит вода.

Воспитатель. Молодцы.

Упражнение «Выбери картинки».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображениями перелетных птиц, а на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения деревьев.

Воспитатель. На березу или рядом с ней вы поместите тех птиц, в названиях которых по одному слогу. На дуб или рядом с ним вы поместите тех птиц, в названиях которых по два слога. На вербу или рядом с ней вы поместите тех птиц, в названиях которых по три слога.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Какие птицы на березе и рядом с ней? (Ответы детей)

      ( Грач, стриж, гусь.)

Воспитатель. Какие птицы на дубе и рядом с ним? (Ответы детей)

(Скворец, аист, утка).

Воспитатель. Какие птицы на вербе? (ответы детей)

( Ласточка, кукушка, соловей.)

Воспитатель. Отлично! Вы правильно разместили птиц, разделив их названия на слоги.

Упражнение «Составь предложение».

Воспитатель предлагает детям продолжить работу, убирает лишние изображения птиц, а остальные размещает так, чтобы дети могли составить предложения с разными предлогами.

Воспитатель. А теперь расскажите мне, что делают птицы. (Ответы детей)

( Гусь стоит под березой.)

( Скворец летает над дубом.)

( Кукушка сидит на ветке вербы.)

( Утка стоит между дубом и вербой.)

Воспитатель. Великолепно! Вы просто молодцы!

Упражнение «Клен».

За окном сосулька тает,

Дети стоят, повернувшись лицом в

круг. Выполняют 4 прыжка на носоч-

ках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки.

Руки вверх. Наклоны туловища влево-

вправо.

Разжимает, разжимает

Руки перед грудью. Локти опущены

Клен тугие кулачки.

вниз. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку.

4 прыжка.

И едва растает снег,

Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку

Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех.

Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие.

С. Коган

Отгадывание загадок.

Воспитатель. Отгадайте мои загадки о перелетных птицах и объясните, как вы догадались.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.

(Это- ласточка. Она прилетает к нам весной из теплых стран. Свое гнездо она лепит из глины.)

Воспитатель. Верно. А вот и вторая загадка.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

( Соловей! Он поет лучше всех. У него нежный голос.)

Воспитатель. Очень хорошо.  Слушайте третью загадку.

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его...

 (Скворец. Скворечники часто устанавливают на шестах. А еще скворцы — хорошие певцы.)

Воспитатель. Правильно. И наконец, последняя загадка.

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам враг.

( Это грач. Он черный, кричит: «Крак!» Он питается червями.)

Воспитатель. Замечательно. Вы не только отгадали мои загадки, но и дали правильные объяснения.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они говорили ,в какие игры играли, что им было особенно интересно делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Весна" Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Весна»

Закрепить с детьми характерные признаки весны, активизировать словарь по теме весна....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему :"К нам весна шагает"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "К нам весна шагает"...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...