Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для старшей –подготовительной группы Тема: «Весна пришла».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

методическая разработка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи

для старшей –подготовительной группы

Тема: «Весна пришла».

 

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание»,  «Художественная литература».

«Коммуникация»

Задачи:

  1. Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  2. Закреплять умение подбирать антонимы.
  3. Развивать слуховую и зрительную память.
  4. Активизировать словарь детей по данной теме за счет слов (март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.)

 

«Познание»

Задачи:

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

 «Художественная литература»

Задачи:

  1. Разучить с детьми стихотворение «Весна- красна», используя для лучшего запоминания мнемотаблицу.
  2. Развивать речеслуховую память.

 

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за погодой во время прогулки.
  2. Чтение сказок и рассказов: «Ручей»Н. Сладков, «Весна»Г. Скребицкий, стихотворение «Весна» А. Плещеев; разгадывание загадок о весне.
  3. Подвижные игры: «Солнечные зайчики»«Перелет птиц».
  4. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о весне.

Оборудование и материалы: мультимедийные изображения «Весенние месяцы» и «Первоцветы»; письмо от зайца, мнемотаблица, 

Атрибуты: конверт. 

 

Ход образовательной деятельности: (дети становятся в круг)

В:  Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

В:   Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится

Что это?

Д. Улыбка

В: Замечательно! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, давайте  подарим улыбки нашим гостям.

В: Ребята, а сейчас я вам хочу загадать загадку (как вариант: загадывать загадки могут дети):

  1. Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время года знает?

Дети: Весна.

  1. Если снег повсюду тает,

День становиться длинней,

Если все зеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла … (Весна)

В: Речь сегодня пойдет о весне…

 (Стук в дверь, приносят письмо. Как вариант: на телефон приходит смс сообщение. Или письмо приходит на электронную почту).

В:  Нам письмо! Интересно от кого оно? Давайте посмотрим!

(в конверте письмо и фото беленького зайца; или видео-обращение зайца)

З: Здравствуйте, дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла весна или все еще зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую или рано ещё?  С уважением, заяц!

 

В:  Ребята, как вы думаете, почему заяц ИМЕННО к вам обратился с этой просьбой?

Д:  Мы знаем обо всех приметах весны и можем зайцу рассказать!

В:  Ну что ж, давайте вспомним о приметах…..

БЕСЕДА:

В:  Ребята, после какого времени года наступает весна?

Д:  После зимы.

В:  Расскажите о  признаках наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

-Днём стало пригревать солнце;

-Стало теплее, день стал длиннее;

-Снег потемнел и стал таять;

-Появляются первые проталины;

-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;

-Начинают бежать ручьи;

-Возвращаются перелётные птицы. 

 

В:  Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?

Д:  Нет.

В:  Давайте про это расскажем. Поиграем в игру: «скажи наоборот».

Д/и «Скажи наоборот»

Зимой снег белый, а весной (серый),

Зимой снег чистый, а весной (грязный),

Зимой дни холодные, а весной (теплые),

Зимой дни короткие, а весной (длинные),

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое),

Зимой небо серое, а весной (голубое),

Зимой ветер холодный, а весной (теплый),

Зимой солнце низкое, а весной (высокое),

Зимой похолодало, а весной (потеплело).

 

В:  А сейчас давайте вспомним, сколько месяцев у весны и какие изменения происходят в каждом месяце.

      Д: (загадку загадывает подготовленный ребенок):

Прошла зима, и каждый рад,

Спешит весна и месяц… (март).

Д:  Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи (Показать соответствующую картинку на слайде), (пословицы, поговорки, стихи о марте)

В:  За мартом другой месяц стучится в дверь. 

Д:  В ночь мороз, с утра капель,

Значит на дворе… (апрель).

В:  Кто расскажет нам об апреле?

Д:  Апрель – водолей, снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег.

Ну-ка приглядитесь к веточкам, на них маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. Кое – где на открытых участках уже появилась первая травка. (показать соответствующую картинку на слайде)

В:  И третий месяц вспоминай,

      И называется он… (май).

     Д:  Май – цветень, травень, потому что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники (показать соответствующую картинку на слайде)

В: Ребята вам рассказали о месяцах, а сейчас я предлагаю угадать месяц по фотографии:  (ПОКАЗАТЬ СЛАЙДЫ)  

 

Д/И «Отгадай месяц».

Физ. минутка.

Солнышко, солнышко, Золотое донышко,   (Идут по кругу)

Побежал в саду ручей,       (Бегут, взявшись за руки)

Прилетели сто грачей,       (Машут руками)

А сугробы тают, тают,      (Приседают)

А цветочки подрастают.   (Поднимают руки вверх).

 

В:  Конечно же, весной распускаются первые весенние цветы. А как называют первые весенние цветы?  

Д:  Первые весенние цветы называют первоцветами. 

В. А сейчас внимание на экран!  Посмотрите на поляну и ответьте на вопрос:

– Какие первоцветы вы видите на весенней поляне? (составление полных предложений)

Дети: – Я на весенней поляне вижу подснежники;

           – Я на весенней поляне вижу ландыши;

           – Я на весенней поляне вижу медуницу;

           – Я на весенней поляне вижу прострел (сон-траву); 

           – Я на весенней поляне вижу мать-и- мачеху.

 

В:  Вот видите, сколько весенних примет мы вспомнили. У меня на столе лежат карточки. Давайте с вами соберем ответное письмо для зайца. Не забыли о чем он просил вас? Выберите каждый по одной карточке и положите на стол, где письмо (выбирают)

 

В:  Ребята, почему именно эти карточки вы выбрали?

Д:  Потому что на них изображены приметы весны.

 

В:  А сейчас проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, у меня кое-что для вас есть….  Послушайте стихотворение «Весна – красна».

 

Ты, веснавесна – красна, Что с собою принесла?

– Принесла я для лугов Покрывало из цветов.

– Принесла для елки Новые иголки.

– Для осин и для берез Свежих листьев воз.

В:  Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (ответы)

     – О ком говорится в стихотворении? (ответы)

     – Для кого весна принесла подарки? (ответы)

     – Что принесла для лугов? Для елки? Для осин и для берез?

В:  Я еще раз прочту вам стихотворение, а вы можете мысленно прочитать это стихотворение вместе со мной и вот вам подсказка (мнемотаблица) (повторное чтение стихотворения).

В:  Кто хочет со мной прочитать стихотворение по таблице? (я читаю первую строчку, ребенок вторую, другой ребенок третью…) 2-3 раза

В:  Может быть кто-то хочет сам полностью прочитать стихотворение? (2-3ребенка)

В:  Ребята, как вы думаете, зайцу было бы приятно послушать это стихотворение? (да)

     – Я предлагаю в свободное время записать это стихотворение и отправить зайцу в подарок в нашем ответном письме…. Согласны?… Как думаете, какое настроение будет у зайца, когда он получит письмо? (ответы)

Рефлексия.

В:  А у вас, ребята, какое настроение? (ответы)

    – А почему? (а я знаю почему: потому что мы назвали приметы весны, выучили стихотворение о весне, помогли зайцу).

В:  Если на душе светло и радостно- возьмите солнышко, если грустно – тучку и прикрепите на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Весна пришла, весне дорогу"

Закрепление знаний о характерных признаках весны, о поведении животных, птиц. Проговаривание скороговорок,стихов,отгадывание загадок....

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...

Методическая разработка конспект занятия познавательное развитие в старшей группе (ЗОЖ)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Где прячется здоровье?». Познавательное развитие....

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...