Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Глушенкова Татьяна Владимировна

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Педагог: Глушенкова Татьяна Владимировна                                                                                                                

Образовательная область: речевое  развитие Возрастная подготовительная к школе  группа _____________________

Тема  занятия «Речевое  развитие  детей  подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Концептуальные основы занятия: 

Цель.  Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

 Задачи:

- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры;

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;

- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;

- Сформировать представление о Богатыре;

- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитофон, карточки богатыри и одежда богатыря, карточки лабиринт .

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие». « Социально – коммуникативное».

  1. Организационный момент, начало занятия включающее:

Цель: создание условий для положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

  • Форма организации детей на занятие – групповая. Дети вместе с воспитателем встают в круг.
  • Педагог создает эмоциональный настрой с помощью художественного слова.
  • Педагог создает ситуацию для обозначения цели и задач деятельности с детьми: сюрпризный момент «Приглашает в путешествие».
  • Метод организации деятельности детей на начальном этапе – игровой.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети  встают в круг, улыбаются.

Дети: повторяют слова, низко кланяется.

Дети отвечают Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровьица вашему дому

Дети закрывают глаза и повторяют слова.

- Здравствуйте ребята, посмотрите у нас, сегодня гости давайте с ними поздороваемся, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и сказать волшебные слова. Давайте все встанем в круг и скажем волшебные слова: «Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровьица вашему дому!

- Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали не «Здравствуйте!», а совсем другие слова?

- И это не случайно ребята, вы убедитесь в этом,  совершив со мной небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной попутешествовать?

-Летим, летим, прямо в прошлое улетим.

Педагог встает вмести с детьми в круг.

  смотрит на детей, улыбаясь, и начинает приветствие.

Встает вмести с детьми в круг.

Педагог обращает, как он с ними поздоровался.

Педагог хвалит детей за ответы.

Педагог произносит волшебные слова..

  1. Основная часть занятия:

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры;

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;

- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;

- Сформировать представление о Богатыре;

- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Методы и приемы: словесный (беседа,) общение с детьми – «глаза в глаза», информационно - рецептивный (просмотр презентации).

 Формы организации практической деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Способы мотивирования:  поощрение словами «Молодцы», «Умницы».

Способы снижения утомляемости детей: смена видов деятельности  игра « Собери богатыря в дорогу»,динамическая пауза  « Богатыри».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети присаживаются  на стульчики.

Дети внимательно смотрят слайды. И слушают воспитателя.

Дети отвечают Россия.

Дети отвечают, карта России, да похожи.

Дети внимательно слушают, отвечаю на вопросы воспитателя. Богатыри.

Дети отвечают Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья.

Да

Дети отвечают да.

Ответы детей да хотим.

Дети встаю играют в игру.

Дети активно играют в динамическую паузу «Богатыри».

Дети отвечают да, присаживаются на стульчики и слушают былину.

Дети отвечают да

Дети отвечают на вопросы богатыри, зовут их: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого? шлем, кольчуга.

Щит, меч, копье, булава, лук со стрелами

Силач, воин, борец

Сильный, мужественный, отважный, смелый.

Дети пробуют составить небольшой рассказ по картине «Три богатыря».

Дети  активно играют в игру «Собери богатыря в дорогу».

Дети отвечают кольчуга, шлем, меч и.т.д.

-Ну вот мы и в прошлом.

_ Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом?

- Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились. Родина – это значит родная.

- Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь. Давайте все вместе повторим «Русь».

- Молодцы!

- Кто-нибудь из вас знает, что это такое?

- Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите ребята, похожи эти две карты?

- Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия – Русь.

- Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

- Скажите мне, кто такие враги?

- Враги – это «Дайызыннар»

- Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?

- Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

- Кто-нибудь вспомнил?

- Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

- Молодцы!

- А как зовут этих богатырей - Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья ……. Муромец. Все вспомнили?

- Молодцы!

- Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

- Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было», «быль». (Повторяем…..)

- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом деле, да, ребята!

- Давайте мы с вами маленько разомнемся представим ,что мы богатыри.

Динамическая пауза

«Богатыри».

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

Ребята_ хотите услышать былину про Илья Муромца Соловья - разбойника»? 

- Тогда все поудобней садимся  и слушаем. Я начинаю читать.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Отстояв заутреню в городе Муроме, Илья Муромец отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный Киев град. По дороге он освобождает от осады Чернигов город и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев град. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится злодея. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья Муромец стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше. Илья Муромец отвозит пленника Соловья-разбойника в Киев град.

- Ребята, интересная былина? - Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.

- Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на своей картине «Богатыре». Посмотрите, какие были богатыри в Древней Руси.

- Кто изображен на ней? 

А зовут их:Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

- Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?

Совершенно верно. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого?

- Во что одеты богатыри?

- Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси

- А какими словами можно заменить слово«богатырь»?

- Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? 

 Давайте попробуем рассказать о каждом богатыре. Сначала назовите богатыря, о котором будете рассказывать, скажите, почему вы выбрали его, расскажите, как он одет, вооружен.

Дидактическая игра

«Собери богатыря в дорогу»

- Ребята, давайте встанем за столы. А сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю?

- Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.

- Скажите мне, что вы выбрали? - Молодцы, ребята!

Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы.

Педагог предлагает присесть на стульчики, стоящие полукругом. Обращает внимание детей на слайд .

Педагог проводит, беседу использует мультимедийную презентацию.

Обращает внимание детей на слайд

Слайд  «Карта России» и «Карта Русь».

Беседуют ,если у детей возникли трудности педагог помогает с ответами.

   На слайде  появляется герои мультфильма про богатырей. Педагог хвалит детей за правильные ответы

Педагог рассказывает детям, что такое былина.

   Педагог  хвалит детей молодцы, умники предлагает  динамическую паузу «Богатыри».

Проводит динамическая пауза..

 Пауза  повторяется 2 раза

Педагог предлагает присесть на стульчики, читает былину.

Педагог спрашивает детей понравилась ли им былина.

Педагог выслушивает ответы детей ,хвалит молодцы, умники.

Педагог предлагает рассмотреть картину В.Васнецова «Три богатыря», задает вопросы по картине если дети затрудняются помогает. Хвалит детей за правильные ответы.

Педагог предлагает поиграть в игру «Собери богатыря в дорогу».

Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать.

Педагог хвалит детей, молодцы, умнички.

  1. Заключительная часть:

Цель: подведение итогов совместной деятельности, рефлексия.

  • Методы достижения поставленных целей: словесный (вопросы к детям).
  • Косвенная оценка деятельности детей: похвала детей: «Молодцы», «Умницы».

   

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают с Соловьем разбойником. Богатыри.и.д.

Дети отвечают хорошо кушать, заниматься спортом.

Дети отвечают солдаты, военные.

Дети повторяют за педагогом возвращаются  в детский сад. Получают задания идут выполнять задание.

- Ребята! Давайте сейчас вспомним, с  какой былиной мы познакомились?

 С кем бился богатырь Илья Муромец?

Ребята, что такое былина?

А кто защищал Русь от врагов? - Конечно же, богатыри!

- Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно делать? - Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с вами будем это помнить.

Как вы думаете кто сейчас охраняет нашу Родину?

Нам пора возвращается давайте в станем в круг и скажем волшебные слова. Летим, летим, прямо в садик улетим.

Понравилась путешествие?

- Ребята, я вам задание. Илью Муромцу нужно найти дорогу до Киев града, вы поможете ему найти дорогу?

- Вот вам задание.

- Наше с вами путешествие закончилось, до свидания, ребята!!!

Педагог подводит итог, задавая вопросы детям,

хвалит детей, дает задание детям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Тема: "Чтение былины Илья Муромец и Соловей-разбойник"

ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Развитие речи в подготовительной группе. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- Разбойник...