Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи в подготовительной группе. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- Разбойник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.

Задачи: Образовательная область - «Познавательное развитие»

• Познакомить детей с устным народным творчеством

• Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов, побуждать видеть различия между богатырями.

Образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие»

• Закрепить умение действовать вместе, помогать товарищу.

• Воспитывать чувство солидарности, уважение друг к другу.

Образовательная область- «Речевое развитие"

• Обогащать и активизировать словарь по теме.

• Побуждать составлять короткий рассказ по фрагменту картины.

• Продолжать закреплять умение детей давать полные ответы на вопросы.

Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие»

• Познакомить с произведением «Илья – Муромец и Соловей разбойник

• Дать представления о картине В. Васнецова «Три богатыря».

• Побуждать к сопереживанию героям произведения.

Словарная работа

• Познакомить с новыми словамибылина, богатыри, гусли

Предварительная работа:

• беседы о богатырях

• рассматривание иллюстраций

Материалы: Демонстрационный:

• репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» 

• изображение гуслей

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

I. Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                           (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: - Какое время года сейчас? (зима)

- Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (январь)

-А какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)

- Что такое Отечество? (наша Родина) Кто защищает Родину?

- Как называется наша страна? (Россия) А как ее называли в древности? (Русь)

Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена?

-Дети«Да хотим».

Чтобы отправиться в далекие времена нужно отгадать загадки, слушайте загадки и отгадывайте

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч.  Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

 Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Мы отправимся с вами в те времена, когда нашу страну Россия называли Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему?

Ответы детей (потому что русские люди защищали свою родину)

- У современной армии ребята, есть различные виды оружия и техники.

А давным –давно все было по-другому. Посмотрите на картину русского художника Виктора Васнецова.

- Кто изображен на ней? (богатыри)

А зовут ихИлья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

- Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?

Ответы детей.

Совершенно верно. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого?

- Обратите внимание во что одеты богатыри?

Ответы детей (шлем, кольчуга и т.д)

- Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси? (щит, меч, копье, булава, лук со стрелами).

- А какими словами можно заменить слово «богатырь»(Силач, воин, борец)

- Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? (сильный, мужественный, отважный, смелый.)

Давайте попробуем рассказать о каждом богатыре. Сначала назовите богатыря, о котором будете рассказывать, скажите, почему вы выбрали его, расскажите, как он одет, вооружен.

Краткие рассказы детей.

Физкультминутка

Мы ладошки выставляем

Ловить снежинки начинаем

Раз поймали два поймали

Не устали? Не устали

А снежинок много- много

И растут везде сугробы

Снег в ладошки наберем

И лепить снежки начнем

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом

Поиграли без заботы

А теперь спешим к работе

II.

Отдохнули, а теперь садитесь на стульчики, наше путешествие продолжается.

- Богатыри ребята, существовали очень давно. Как вы думаете, откуда же мы узнали об их подвигах?

-Ответы детей (из сказок, рассказов).

Верно. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним жанром устного народного творчества-жанром былины.

Былины- это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать вам былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Жил-был на свете богатырь Илья Муромец. Много подвигов он совершил. С одним из них мы сегодня и познакомимся.

(Чтение былины)

Вопросы:

- Понравилась вам былина, ребята?

- С каким былинным героем мы познакомились сегодня?

Ответы детей. (с Ильей Муромцем)

- Из какого города выезжал и куда держал путь добрый молодец?

- у какого города он встретил силушку темную?

- Что происходило вокруг от посвиста соловьиного, покрика звериного?

-Как называется местечко, где произошла встреча Ильи Муромца и Соловья -Разбойника?

- Как ему удалось побить силушку великую?


-Чем закончилась встреча с Соловьём разбойником?


-Благодаря каким качествам Илья Муромец смог одолеть злодея?

III.

Ну вот ребята мы и познакомились с богатырями, защищавшими нашу Русь, узнали, что такое былина.

Есть такое выражение, ребята «Кто с мечом к нам придет- тот от меча и погибнет». Как вы думаете, что оно означает?

-Ответы детей (кто нападет на нашу землю с оружием тот сам и погибнет).

Правильно ребята. Ну что, путешествие наше закончилось, пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались?

- Что больше всего понравилось?

Рефлексия: Волшебный мешочек» Показать детям мешочек и предложить: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».

Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Тема: "Чтение былины Илья Муромец и Соловей-разбойник"

ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «...