Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи у воспитанников»
консультация по развитию речи

Макарова Наталья Владимировна

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребѐнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определѐнные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи у воспитанников»

     «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребѐнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определѐнные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

       Каждый год в детский сад приходят дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всѐ меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, планшеты и телефоны. У таких детей ограниченный словарь, не усвоены грамматические нормы языка, дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

    Что же такое речь? Речь — это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

      Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребѐнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребѐнок познаѐт мир умом и сердцем, выражая своѐ отношение к добру и злу; познаѐт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребѐнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьѐтся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.   На что направлена театрализованная деятельность?  

На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

  на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

  на развитие фантазии; на формирование волевых качеств;

  на развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.) Театрализованная игра:  Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

  Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);  Совершенствует артикуляционный аппарат;

  Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная ,выразительная речь.

Речь ребенка и различные виды театра.

Пальчиковый театр:

  Способствует развитию речи, внимания, памяти;

 формирует пространственные представления;

 развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

 Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

 Театр картинок и фланелеграф.

 Развивают творческие способности;

 Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Вязаный театр. 

 Развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую  координацию;  

Формирует творческие способности, артистизм;

Обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр.  

Помогает развивать у детей координированные движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

 Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

 Театр-топотушки. 

 Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;  Знакомит с народным творчеством;

  Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке.  

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает  бороться с нарушениями речи, неврозами;

 Помогает справиться с переживаниями, страхами;

 Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

 Театр кукол Би-ба-бо. 

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

 Игра – драматизация. 

Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.  Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;  

Способствует самопознанию и самовыражению личности;

 Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра - драматизация.

Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

Театрализованная деятельность , как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих парт...

консультация для воспитателей "Игра драмматизация как средство развития диалогической речи с детьми ОНР"

Игра-драматизация (греч. drama – действие) – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или мень...

Консультация для воспитателей. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только резуль...