НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Важное объявление»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

 

    • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой
    • Обогащение активного словарного запаса
    • Приобщение к чтению литературы
    • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов
    • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe_2.zip1.41 МБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ "ЦРР "Дубравушка" - детский сад №31

    Непосредственная  образовательная деятельность

    по речевому развитию детей

    в подготовительной группе

    Тема: «Важное объявление»

    Подготовила воспитатель:

    Шеховцова Екатерина Александровна              

    г. Железногорск,

     2021 г.

    ООП:  «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 

    Программные задачи:

    • развитие словаря: совершенствовать умение подбирать слова-определения;
    • формирование грамматического строя речи: продолжать учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже;
    • воспитание звуковой культуры речи: закреплять правильное произношение звуков;
    • развитие связной речи: формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления;
    • развивать умение составлять описание животного;

     -  воспитывать интерес к художественной литературе;

    • развивать воображение, мыслительные операции;
    • cпособствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

    Методические приемы: проблемная ситуация, дидактические игры, игровые упражнения, ИКТ (презентация), моделирование, рассматривание картинок, беседа, рассказ, вопросы, использование художественного слова, объяснение.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие; интеграция- социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

    Использование современных образовательных технологий:

    *   Моделирование.

    * Синквейн.

    *  ТРИЗ-технология.

     * Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом».

     *   ИКТ-технология (презентация).

    Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация, схемы для описания собаки, лист бумаги, карандаши; план составления текста объявления, фотография собаки; мольберт, магниты для фиксации наглядных картинок и схем, рабочие тетради (Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у дошкольников: Подготовительная к школе группа).

    Предварительная совместная деятельность: чтение художественных произведений о собаках, беседа о волонтерах.

    ХОД НОД.

    Приветствие.

    Друзья, я очень рада видеть вас

     И для меня уже награда

     Внимание ваших умных глаз.

     Я знаю: каждый из вас гений,

    Но без труда талант не впрок.

    Приложим максимум умений,

    Чтоб каждый научиться смог.

    Введение в ситуацию.

    - Ребята, какие животные есть у вас дома?

    - Как вы о них заботитесь?

    - Вы знаете, у меня тоже есть любимый питомец, собака породы французский бульдог по кличке Бульдог. Но однажды он пропал –сбежал на прогулке. А через некоторое время мне позвонили из приюта для животных и вернули моего беглеца. Запись на ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться со мной.

    - Что Вы знаете о приютах для животных?

    - Друзья, а кто ещё помогает сотрудникам приюта?

    -  Вы бы хотели оказать помощь питомцам приюта и побывать в роли волонтёров?

    - Как вы думаете, какую посильную помощь мы с вами можем оказать животным приюта?

    - Я знала, что вы добрые, отзывчивые, ответственные, и обязательно захотите помочь животным. Поэтому еще вчера позвонила в приют и узнала, чем мы можем помочь. Сотрудники приюта рассказали, что к ним недавно попал замечательный пёс, и попросили нас составить объявление о том, что он ищет себе новый дом. Вот фотография этого животного. (слайд 2)

    - Вы хотите помочь составить объявление?

     -Ребята, но для того, чтобы составить объявление, нужно правильно и точно описать внешний вид животного, а для этого я предлагаю вам поиграть. Перед вами схемы, к которым нужно подобрать несколько слов, чтобы описать животное.

    Игра «Опиши собаку»

    На слайдах представлены фотографии животных, дети описывают его, используя схемы.

    Схемы (моделирование) (глаза, уши, шерсть, окрас, морда, хвост, лапы) (слайд 3)

    Породы собак (слайды 4-10)

    Кто перед вами? (собака).

    Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).

    Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные).

    Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).

    Окрас (рыжий, светлый, пятнистый).

    Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).

    Хвост (прямой, закрученный, длинный, короткий).

    Лапы (короткие, длинные, крепкие, толстые, тонкие).

    - Молодцы!

    Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом»

     На горе мы видим дом,                          Кистями рук изобразить домик.

     Много зелени кругом,                             Волнообразные движения кистями рук

     Вот деревья, вот кусты,                          Руками «показать» деревья, кусты

     Вот душистые цветы.                              Пальцами «показать» бутон.

     Окружает всё забор,                                Пальцами «показать» забор.

     За забором  - чистый двор.                      Погладить ладонями стол.

     Мы ворота открываем,                            «Открываем» кистями ворота.

     К дому быстро подбегаем,                      Пальцами пробежаться по столу.

     В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!»        Постучать кулаком по столу.

     Кто –то к нам идёт на стук.    Ладонь приложить к правому уху, прислушаться.

     В гости к другу мы пришли                     Вытянуть руки вперёд,

     И подарки принесли.                                как будто  преподнося что – то. 

    - Ребята, у меня есть несколько образцов объявлений. Давайте их прочитаем.

     1. Внимание! Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Любе.

    - Как вы думаете, помогло это объявление вернуть кошку девочке Любе? Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Любы.)

    2. Внимание! Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 3-11-15.

    - Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)

    - Ребята, почему животные не смогли вернуться к своим хозяевам? (Потому что не правильно были составлены тексты объявлений.)

    - А мы сможем сейчас составить правильно текст объявления? (Нет, не сможем).

    - А почему? Какое у нас с вами сейчас возникло затруднение? (Мы не знаем как правильно составить текст объявления).

    - Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить текст объявления.)

    - Друзья, где мы можем узнать, как правильно составить текст объявления? (Можно придумать самим, поискать ответ в книге, в познавательном фильме, в поисковой системе интернета).

    - Друзья, а что нам с вами поможет упорядочить наши мысли при составлении текста объявления? (План или правила).

    - Правильно, объявление нужно составлять по плану. Помогите мне составить план текста объявления.

    Воспитатель:

    - Объявление   строится по определенному плану. Как вы думаете, что должно быть в начале объявления?

    Объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) -  «восклицательный» знак.

    - Что должно быть дальше? (Описание внешнего вида собаки – силуэт собаки)..

    И в конце объявления? (Информация с адресом и телефоном, куда обращаться – рисунок телефона). (слайд 11)

    - А теперь я предлагаю вам составить объявление, но уже по плану. Присаживайтесь за столы, работаем в парах. У каждой пары есть план объявления в картинках, его располагаете на доске, совещайтесь, готовьте своё объявление.

    Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая голова. На морде -складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые, крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное. Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо. Лапы крепкие, короткие. Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону 31-86-35.

    Составление текста объявления по смоделированному плану.

    - Объявления готовы. Давайте послушаем их. Кто готов?

    Молодцы, а сейчас давайте попробуем составить синквейн.  

    Синквейн

    Объяснение.

    Первая строка — заголовок, тема синквейна.  

     Вторая строка — два прилагательных, которые раскрывают данную тему (описывающие признаки предмета или его свойства).

      Третья строка — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

    Четвертая строка — фраза, в которой человек высказывает свое отношение к теме.

      Пятая строка — одно слово — ассоциация, синоним, который характеризует суть темы.

    Собака

    Небольшая, добрая

    Бегает, лает, грызет

    Собака- друг человека!

    Друг!

    Молодцы, а сейчас предлагаю поиграть.

    Дидактическая игра «Кого не стало»

    Цель: учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже.

    Воспитатель называет домашних животных, дети преобразовываю существительные.

    Собака- нет кого? – собак;

    Щенки- нет кого?- щенков и т.д.

    Игра по технологии ТРИЗ «Мои друзья»

    Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать воображение.

    Дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по различным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.

    Работа в тетради.

    Игра «Назови правильно»

    Один ребенок называет предметы, изображенные на картинке, другой- называет данные предметы в родительном падеже (помидоры- много помидоров и т.д.)

     Итог. 

    Воспитатель собирает детей около себя.

    - Ребята, кому мы сегодня помогали?

    - Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что узнали, как правильно составить объявление, умеем составлять описательный рассказ о животном).

    ЗАДАНИЕ 1.    

    Реализация программных задач

    №п/п

    Раздел МРР

    Программные задачи

    (из конспекта)

    Реализация программной задачи (пример из конспекта)

    1.

    Развитие словаря

    -совершенствовать умение подбирать слова-определения

    Игра «Опиши собаку».

    Игра по технологии ТРИЗ «Мои друзья».

    Синквейн.

    2.

    Формирование грамматического строя речи

    -продолжать учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже

    Дидактическая игра «Кого не стало».

    Игра «Назови правильно».

    3.

    Воспитание звуковой культуры речи

    -закреплять правильное произношение звуков

     

    Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом».

    4.

    Развитие связной речи

    • формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления;
    • развивать умение составлять описание животного.

    Составление текста объявления по смоделированному плану.

     Игра «Опиши собаку».

    Методы и приемы развития речи детей

    №п/п

    Словесный метод

    Приемы:

    Наглядный метод

    Приемы:

    Практический метод

    Приемы:

    беседа

     ИКТ (презентация)

     проблемная ситуация

    рассказ

    рассматривание картинок

    дидактические игры

    вопросы

    дидактические упражнения

    использование художественного слова

    моделирование

    объяснение

    Интеграция образовательных областей

    №п/п

    Образовательные области

    (по ФГОС ДО)

    Пояснения

    (по конспекту)

    речевое развитие

    Обогащение активного словаря  (совершенствовать умение подбирать слова-определения);

    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (продолжать учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже;
    •  формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления;
    • развивать умение составлять описание животного);

    развитие звуковой и интонационной культуры речи (закреплять правильное произношение звуков);

    знакомство с детской литературой (рассказ)

    социально-коммуникативное развитие

    развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (беседы)

    художественно-эстетическое развитие

    восприятие художественной литературы (рассказ)

    познавательное развитие

    предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации (создание проблемной ситуации, использование дидактических игр)

    физическое развитие

    приобретение опыта в двигательной  деятельности: (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

     

    ЗАДАНИЕ 2.

       

    Дидактические игры и упражнения

    Развитие связной речи

    Дидактическая игра «Опиши игрушку»

    Дидактическая задача: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

    Правила: перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

    Материалигрушки животных.

    Ход игры.

    Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

    Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

    Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

    Игровое упражнение «Узнай меня»

    Дидактическая задача: учить описывать предмет, не называя его.

    Ход игры.  Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

    Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

    Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

    - Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

    Словарь

            Дидактическая игра «Угадай по описанию»

    Дидактическая задача: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

    Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

    Правила. Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт.

    Содержание. Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

    Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

    Игровое упражнение «Ассоциации»

    Дидактическая задача: расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций.  

    ОборудованиеНабор картинок по лексической теме.

    Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

    Грамматический строй речи

    Дидактическая игра «Доскажи словечко»

    Дидактическая задача: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

    Правила: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

    Ход игры: 

     ***                                                            

    Даю вам честное слово:    

    Вчера в половине шестого.  

    Я видел двух свинок.    

    Без шляп и … (ботинок)          

    ***                                      

    Он сказал: «Ты  злодей,

    Пожираешь людей,

    Так, за это мой меч –

    Твою голову с … (плеч)

      ***                                                              

    Постой, не тебе ли        

    На прошлой неделе.                                  

    Я выслал две пары

    Отличных … (калош)

    ***

     Муравей, муравей

    Не жалеет … (лаптей)

      ***                                                                

    Робин Бобин Барабек.  

    Скушал сорок … (человек)  

    Игровое упражнение «Кого я вижу, что я вижу»  

    Дидактическая задача: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

     Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

     Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

    Звуковая культура речи

    Дидактическая игра «Испорченный телефон»

    Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание.

    Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

     Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

    Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

    Игровое упражнение «Вьюга»

    Дидактические задачи: развивать речевое дыхание, речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса; закреплять правильное произношение звуков.

    Ход игры.

    • Закружила старая, седая вьюга снег воет: «У-у-у-у». (С усилением звука).
    • Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).
    • Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м». (Громко, низким голосом).
    • Стонут березы: «М-м-м-м». (Тихо, высоким голосом).
    • Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш».

    Стихает вьюга: «С-с-с-с».

    ЗАДАНИЕ 3.

    Рабочая тетрадь

    Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у дошкольников: Подготовительная к школе группа.

    Развитие словаря:

    задача: совершенствовать умения подбирать синонимы к словам;

    задание: ответить на вопросы: Какой? Какая? Какие?

    Формирование грамматического строя речи:

    задача: продолжать учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже;

    задание: Один ребенок называет предметы, изображенные на картинке, другой- называет данные предметы в родительном падеже (помидоры- много помидоров и т.д.).

    Воспитание звуковой культуры речи:

    задача: закреплять умения выделять первый звук в слове;

    задание: произнеси слова, изображенные на картинке.

    -Какой первый звук в слове?

    Развитие связной речи:

    задача: продолжать учить детей составлять описательный рассказ;

    задание: составить небольшой рассказ о предмете, изображенном на картинке (по выбору).

    ЗАДАНИЕ 4. (см. Приложения)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Придумывание сказок на предложенную тему".

    Данный материал представляет собой конспект  по развитию у детей монологической речи, активизации словаря, умения придумывать сказки на заданную тему....

    Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Кто важнее всех на улице»

    Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Кто важнее всех на улице» Программное содержание: активировать словарь по теме: «Транспорт»; учить детей пониманию многозначных слов и образных в...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеТема: «Все профессии нужны, все профессии важны»....

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Домашние животные». Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто самый важный»

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Домашние животные».    Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто самый важный&raqu...

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».

    Цель: Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.Образовательные задачи:-Расширение и уточнение представлений о  профессиях людей, о разнообразии профессий, конкретных тр...

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно»

    Цель: совершенствовать умение читать кроссенс.Задачи: учить находить связь между художественными произведениями, высказывать свою точку зрения; развивать память, связную речь, мышление; воспитыва...

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Семья - это важно»

    Научить находить связь между художественными произведениями, высказывать свою точку зрения; развивать память, связную речь, мышление; воспитывать любовь к книгам, воспитывать желание дорожить семьей....