"Какая бывает осень?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шипулина Наталья Валерьевна

Обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie_kakaya_byvaet_osen.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

 «Какая бывает осень»

Старшая группа.

Цель:

обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

учить детей называть характерные приметы осени.

учить устанавливать связь между признаками в природе

умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

закрепить навык образования прилагательного от существительного.

развивать внимание, мышление, память через игры и игровые упражнения.

развивать творческие способности, мелкую моторику рук

воспитывать любовь к природе.

Непрерывная образовательная деятельность детей:


Воспитатель: звенит колокольчиком


Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)  

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Открывается дверь и заглядывает ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью, помогите мне понять, что происходит: раньше у меня было так много друзей, мы играли, бегали, смеялись. А теперь холодно. Почему?

Дети: Уже осень наступила!

Слайд 2. 3.4.«Осенний лес».

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Игра «Осенние слова» (какая бывает осень)

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Слайд 5.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них осень изображена. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Воспитатель: Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура воздуха падает, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)

Слайд 6.

В сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени.

Слайд 7.

Что же у нас происходит в октябре?

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Вслед за сентябрем пришел октябрь - месяц мокрый, хмурый. Его в народе называют «листопадником».

Слайд 8.

В ноябре?

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем. Ноябрь - последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. В народе называют ноябрь «ворота зимы». Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе.

На столах: «Найди осень на картинке»

Воспитатель: Посмотрите на картинки и покажите, где изображена Осень. Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных картинках и рисунках).

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда дует ветер - ветреная

Когда идет дождь - дождливая.

Пасмурно - пасмурная

Холодно - холодная

Хмуро - хмурая

Сыро - сырая

Ясно – ясная


Дидактическая игра «Подбери слова»

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Желтеют (листья) 
Моросит (дождь) 
Дует (ветер) 
Вянет (трава) 
Опадают (листья) 
Льет (дождь)
Улетают (птицы)
Созревают (овощи, фрукты) 
Собирают (урожай) 

Воспитатель: Отлично.

Воспитатель: Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

«Собери картинку» (работа парами)

В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Д: Мало света, тепла, холодно.

Ёжик: Ой, я слышу про снег! Даже страшно стало, ведь скоро зима, а у меня нет норки. Где же я буду листочки для своего зимнего домика искать?

Воспитатель: Не волнуйся, ёжик, ребята тебе помогут. Смотри, мы сейчас превратимся в осенние листочки.

«Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.



Воспитатель: Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.

Ёжик нам приготовил задание:
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.  

Воспитатель: Ребята, сделаем сейчас  листочки для ёжика, согласны?  

 Слайд 9.

Ёжик будет рад.

 Ёжик, не печалься, смотри, сколько листьев будет у тебя.

Ёжик: ну спасибо вам, ребята! Я так много нового узнал от вас. А за листочками я вернусь. До свидания!

Дети прощаются с ёжиком. Воспитатель предлагает подвести итоги

Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня с вами рассуждали, какие приметы осени вы знаете?

Дети: Осень наступила. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Молодцы!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Какие бывают профессии"

Цель презентации:расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"

Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Какие бывают книги

интегрированное занятие...

Какая бывает семья?

Семья - сколько раз мы слышим это слово.Что такое семья?Какая она?Зачем нужна?Какую семью можно считать благополучной? и многое другое....

Интегрированное занятие в средней группе по экологии и рисованию «Какой бывает вода»

 Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).Развивать любознательность, память, внимательность, усидчивость и аккуратность.Воспитывать бережное отношение к водным  ресур...