Статья для родителей «Игровые приемы для развития связной речи младших дошкольников»
статья по развитию речи (младшая группа)

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные дидактические игры для развития связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей

«Игровые приемы для развития связной речи младших дошкольников»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного её восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии. При пересказе дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные дидактические игры для развития связной речи.

Дидактическая игра является одной из форм обучения детей, служит составной частью непосредственной образовательной деятельности. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В дидактических играх (игры с дидактическими игрушками и дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настолько-печатные) дети учатся также согласовывать действия, подчинятся правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и самая главная задача- развитие связной речи. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. Дидактическая игра – могущественный рычаг коррекции умственного развития ребенка с нарушением речи. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме. Благодаря активной форме участия в играх достигается более высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре. Дидактическая игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? В дидактической игре все равны - она посильна даже слабым. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность детям устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельность мышления, преодолеть стеснительность, неуверенность в себе, что благотворно сказывается на результатах обучения детей с общим недоразвитием речи.

Комплекс дидактических игр на развитие связной речи, в которые можно играть дома.

Игра «Хлопуша»: Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку. Родитель: «Скажи, какие инструменты ты знаешь? Сейчас я буду называть слова, если среди них ты услышишь слово, обозначающее инструмент, то хлопни в ладоши». Слова для предъявления – молоток, стол, грабли, окно, туча, ножницы, топор, слива, молоток, пила. Родитель: «Сейчас я буду называть слова, если услышишь слово, относящееся к наземному транспорту, хлопни один раз, если к воздушному - два раза». (Слова для предъявления: автобус, самолет, трамвай, вертолет, поезд, метро.)

Игра «Что без чего не бывает»: Родитель: "Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника. собаки. забора. земли?. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Важно, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

 Примерные задания:

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Больница (таблетки, врач, халат, больной, тихий час)

Автомобиль (колеса, шины, руль, кабина, кузов, тормоза)

Лес (деревья, трава, кусты, животные, пеньки)

Космос (звезды, безвоздушное пространство, солнце, космический корабль).

Игра «Третий лишний»: Родитель говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.- дождь, снег, река;     - врач, сосед, шофер;    - туча, солнце, планета; - мороз, вьюга, январь;    - камень, глина, стекло;   - море, река, бассейн.

Эти упражнения позволяют целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создают определенный уровень абстрагирования.

Игра «Раздели на группы»: Родитель: "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? (Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа). Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, щука, синица, сом, снегирь, окунь".

Задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Эти  игры хороши тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в школу, на экскурсии, на прогулке и т. п.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Содержание образовательной области коммуникация. Развитие связной речи младших дошкольников

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, ини...

Использование игровых приёмов для развития связной речи у дошкольников.

Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в...

КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для развития связной речи Младшая группа

Работу над связной речью детей лучше всего производить с помощью игр и игровых упражнений. Детям легче воспринимать любой учебных материал через игру....

Консультация для родителей "Шесть приемов для развития связной речи у дошкольников"

Все родители мечтают о том, чтобы их ребѐнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что малыш растѐт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои ...