Статья «Речевое развитие детей в группе дошкольного возраста с 4-5 лет».
статья по развитию речи (средняя группа)

Салогубова Анастасия Александровна

Статья «Речевое развитие детей  в группе дошкольного возраста с 4-5 лет».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга

Статья

«Речевое развитие детей

 в группе дошкольного возраста с 4-5 лет».

Статью подготовила:

                                                                              Воспитатель:  Салогубова А.А..

Санкт – Петербург

2021

«Речевое развитие детей  в группе дошкольного возраста с 4-5 лет»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач: 

Овладение речью как средством общения и культуры;    
• Обогащение активного словаря;    
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;    
• Развитие речевого творчества;    
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;    
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;    
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи работы  по развитию речи у детей с 4-5 лет :


         Грамматический строй речи. 

Формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата-медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 

Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра «Один-много»: это - дерево, а это - деревья; это-ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа  (игра «Чего не стало?»: были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Формирование словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый-грязный, светло-темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

В практике работы по развитию речи использую  следующие методы:
Наглядные

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные
• Чтение и рассказывание художественных произведений;
• Заучивание наизусть;
• Пересказ;
• Беседа;
• Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические
• Дидактические игры;
• Игры-драматизации;
• Инсценировки;
• Дидактические игры и упражнения;
• Хороводные игры.


Зная задачи и выше перечисленные методы для достижения речевого развития детей дошкольного возраста 4 – 5 лет, ребёнок  должен достичь умений:

  • Увеличить словарный запаса. Значение слов.
  •  Развить грамматический строй речи. Активно использует в речи не только простыми предложениями, но и сложными. Применять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Повысить уровень фонетического восприятия речи.
  • Звуки произносить четко. Ребенок легко подражает окружающие звуки. Способен изменять темп и интонацию произношения. Различает слово и звук.
  • Выделяет в предметах характерные свойства, детали и называет их. Умеет обобщать слова в родовые категории. Подбирает к предмету соответствующее действие.
  • Применяет местоимения, наречия, прилагательные. Активно используется словотворчество.
  • Отвечает развернуто на вопросы, описывает картинку или предмет, может поделиться собственными впечатлениями, рассказать события из личного опыта.

Литература:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

3. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в лесу». Конспект ООД по речевому развитию в группе дошкольного возраста 5–7 лет

Цели и задачи: Обобщить знания детей о предметах и явлениях окружающего мира, совершенствовать монологическую форму речи, закреплять умение выслушивать рассказ товарища и отвечать на вопросы воспитате...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в группе дошкольного возраста «Я по городу иду, я в беду не попаду»

Цель:• Систематизация знаний детей о правилах дорожного движения.• Привитие навыков безопасного поведения на дорогах.• Воспитание чувства ответственности за безопасность своей жизни и ж...

Конспект НОД с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, ФЭМП, художественно-эстетическое развитие) в группе дошкольного возраста «Помощники Деда Мороза»

Цели: закреплять знания о признаках зимы, умение описывать время года; обогащать знания детей о зимних особенностях в природе, закрепить знания о снежинках; знакомить детей с культурой празднования Но...

Конспект занятия НОД по художественно-эстетическому развитию в группе дошкольного возраста «Рукавичка Деда Мороза»

Интеграция областей – «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие&raq...

Конспект занятия по речевому развитию в группе дошкольного возраста 3-4 лет "Что такое Новый год?"

Интегрированное занятие по речевому развитию с рисованием на песке....

Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" в группе дошкольного возраста 3-4 лет "Знакомство с профессией пожарный"

Конспект занятия по ОО "Познавательное  развитие" в группе дошкольного возраста 3-4 лет "Знакомство с профессией пожарный"...