«Дидактические игры для формирования связной речи и речевого творчества для детей 2-3 лет»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Корнева Ирина Александровна

Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель ГБДОУ № 6

Корнева Ирина Александровна

Методическая разработка на тему:

«Дидактические игры для формирования связной речи и речевого творчества для детей 2-3 лет»

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

  Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей сложной среды. Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества, это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

  Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он приходит в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.

 Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

•        формирование мотивации к процессу говорения;

•        воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

•        развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

•        пополнение и активизация словаря;

•        совершенствование грамматического строя речи;

•        закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

•        совершенствование монологической и диалогической форм речи;

•        развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

•        усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

•        воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.

Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.

Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.

Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:

•        Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;

•        Пополнение словарного запаса;

•        Развития фонематического слуха;

•        Развитие речевого творчества;

•        Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;

•        Постановке связной речи;

•        Постановке диалогической речи;

•        Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.

Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.

Сами дидактические игры делятся на три типа:

•        Настольно-печатные (книги, картинки, карточки);

•        С игрушками и предметами;

•        Словесные.

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Существуют две формы связной речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Л. П. Якубинский считает, что диалог – это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки.

О. С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.

По мнению А. Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.

О. С. Ушакова считает, что владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог, по мнению автора, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

А. А Леонтьев, сопоставляя особенности диалогической и монологической речи, раскрывает особенности последней и отмечает такие ее черты. Монологическая речь – это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Наконец, А. А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания.

Развития связной речи дошкольников имеет большое значение в педагогике и психологии для формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактические игры – обучающие игры, в которых учебный программный  материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается с игровой. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудии труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»). Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.

Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач.

Игра – это творческая деятельность, которая развивает способность к комбинированию, преобразованию, осмыслению действительности. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно.

В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия тех, с кем играет. Сначала с помощью игры формируются и осмысливаются действия с предметами, а потом – отношения между людьми, собственное место ребенка в этих отношениях. Характер игры определяет речевые функции, содержание и средства общения.

Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно, будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным. Менять игры стоит постепенно и плавно. Когда детки растут, сначала выводятся из обихода одна игра и заменяется другой. Затем вторая, третья и так далее. Через какое-то время весь репертуар дидактических игр обновится и станет подходящим для повзрослевшего ребенка. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.

Накрываем на стол

Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол или накрыть стол для игрушек. Нужно достать из шкафа скатерть, постелить ее на стол, из кухонного шкафа достать тарелки, ложки и вилки, расставить тарелки на столе, возле каждой тарелки положить салфетку, ложку и вилку. Обычно детям очень нравится накрывать на стол, устраивайте праздничные ужины почаще и просите ребенка помочь вам. Это может стать новой семейной традицией.

Одеваемся

Собираемся на прогулку. Нужно собрать рюкзачок с игрушками, которые возьмем с собой на прогулку. Попросите ребенка достать нужные вещи из шкафа и разложить их в той последовательности, как он будет их надевать. Теперь одеваемся, обуваемся, берем рюкзачок, закрываем дверь – и гулять!

Ищем клад

Дайте ребенку задание: «Нужно пойти в комнату и найти предмет. Принести предмет и взять «клад»». Постепенно игру можно усложнять:

предмет можно перекладывать на другое место или переносить в другую комнату и класть на определенное место;

комнаты, места и предметы можно не называть прямо, а описывать в виде загадки или обрисовывать признаки (например, «положи предмет под то, что имеет четыре ножки и на чем лежит книга»);

увеличивать количество действий, которые должен сделать ребенок.

Кто за кем

Расположите несколько игрушек друг за другом – это зверята идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверятам имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: зверята бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверят в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее:

для детей 2 – 3 лет начните с 2 – 3 действий и постепенно увеличивайте их количество;

если ребенок что-то забыл – подскажите ему прямо или, что лучше, задав наводящий вопрос;

можно нарисовать схему–подсказку. Если ребенок что-то забудет, он сможет сам посмотреть. Такие схемы–подсказки, особенно сделанные в шутливом стиле, очень нравятся детям. Можно сделать схемы–подсказки для утреннего ритуала, сборов на прогулку, уборки игрушек, вечернего укладывания спать и прочего. Выполняя по таким схемам дела сам, ребенок также приучается к самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию связной речи в средней группе.

Эти игры позволяют правильно расширять запас слов у ребенка, научат  правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольника....

Методическая разработка: "Словесно-дидактические игры по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка адресована:  молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашн...

Дидактические игры по формированию связной речи

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка...

Дидактические игры по формированию связной речи

Дидактические игры по формированию связной речи в средней группе....

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Дидактические игры по формированию связной речи в средней группе.

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка,научат правильно сочетать слова в устной речиактивизируют коммуникативные навыки дошкольников. Вигре процесс расширения словарного запаса ребёнка пр...