Эффективный способ изучения букв русского алфавита для детей старшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛЬЧИКОВЫМИ БУКВАМИ.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НАХОДИТЬСЯ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_bukvam.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективный способ изучения букв русского алфавита для детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. Известный исследователь М.М.Кольцова пришла к заключению, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Таким образом, совмещение ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в следствие этого – развитию речевой функции.

Игры и упражнения с пальчиковыми буквами тренируют движение пальцев рук, вырабатывание ловкости, умение управлять своими движениями. Во многих играх и упражнениях требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,»вверх», «вниз» и т.д. Так же играя с детьми в игру «Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем», дети закрепляют знания о строении своего тела и лица.

Данные игры и упражнения я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста на фронтальных, подгрупповых, и индивидуальных занятиях на этапе обучения чтении и  письму на уровне буквы, слога, слова.

Игра «Смастери букву». При знакомстве с буквой на фронтальном занятии каждый раз мастерим букву из пальцев рук по образцу воспитателя или дети придумывают самостоятельно , проявляя инициативу, затем договариваемся как эта или иная буква будет представлена условно. Выполнение букв сопровождается рассказыванием стихотворного текста про нее.

Цель игры: познакомить, а в дальнейшем и закрепить название букв русского алфавита;развивать зрительное внимание и память; развивать мелкую моторику рук.

Игра «Кто больше?»

Цель игры: развивать мелкую моторику, конструктивный праксис, воображение; зрительный анализ и синтез; проводить профилактику оптической дисграфии и дислексии.

Воспитатель показывает карточку с изображением буквы русского алфавита. Дети строят эту букву из пальцев рук и движений тела разными способами. Выигрывает тот, кто больше предложил вариантов представления буквы.

Игра «Вставь букву и получи слог или слово»

Цель игры: развивать зрительный, фонематический анализ, синтез; совершенствовать навыки чтения; развивать мелкую моторику.

Материал: карточки со словами, в которых пропущены буквы; например: Б,К,Е,М,Л и т.д. Му..а, …очка,со.., ма… и др.

Воспитатель показывает карточку, просит назвать и показать с помощью пальцев рук и движений условных символов букву, которая потерялась и ее необходимо вставить, чтобы получить новое слово или слог.

Я предлагаю свой эффективный способ изучения букв русского алфавита, который за короткий промежуток времени действительно поможет ознакомиться с буквами русского алфавита и в дальнейшем обучение чтению. А главное, учить буквы дети будут в процессе игр и игровых упражнений и запомнят их твердо. Но сначала надо решить, что делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать детей чтению. Поэтому возраст детей 5-6 лет – самый подходящий. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет преждевременные выученные буквы и не станет произносить их так, как когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ… или Бы, Вы, Гы….иначе при чтении это будет очень мешать.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание детьми 10 букв, обозначающих гласные звуки. В своей работе обращала внимание на то, что при чтении дети как бы «спотыкались» или неуверенно называли гласные, то ли Е, то ли е, то ли Ю. Занятия или задания  по ознакомлению с буквами русского алфавита и обучению чтения должны проходить ненавязчиво и не долго. В основу своего способа изучения букв положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания символов. В русском языке гласные образуют, так скажем пары, которые как бы рифмуются :а-я, о-е, у-ю, ы-и, э – е. так же необходимо довести до автоматизма условные обозначения символов букв.  Постепенно присоединяем согласные звуки и предлагаем складывать слоги и самое волшебное слово МАМА. Карточки с символами букв; показ воспитателя; пальчиковая азбука; проговаривание стихотворных текстов – все это в комплексе поможет изучению букв русского алфавита и обучение чтению в процессе игр и игровых заданий. Тогда дети без особых затруднений запоминают и совершенствуют полученные знания и навыки обучения и с интересом ожидают следующих занятий. Так же важно объяснять родителям о закреплении полученных знаний и умений дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Изучение процесса физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Анализ методической литературы по проблеме изучения процесса физических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Целевая прогулка на детскую площадку по изучению правил дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице....

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Обзор методов и методик изучения эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Изменения в познавательной деятельности, которые пр...