Конспект НОД по развитию речи детей с ЗПР на основе эмоций "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Недикова Татьяна

Занятие по развитию речи детей с ЗПР

на основе включения эмоций

«Путешествие в зимний лес»»

старшая группа

Цель:  Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения из сказок.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять знания детей о диких животных; формировать умение распознавать эмоциональное состояние героев.
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать; выражать свои чувства через мимику, выразительные движения.
  • подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
  • активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».

Развивающие:

  • развивать знания о некоторых базовых эмоциях: радости, грусти, удивления, злости, используя разные каналы восприятия;
  • развивать связную речь,  качественный словарь;
  • зрительное внимание и память;
  • логическое мышление;

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость

Материал: индивидуальные карточки с графическим изображением радости, грусти, удивления, злости, ИКТ.

Как выглядят различные эмоции.

ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

 

 

Ход занятия

1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Слушайте внимательно

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня.

(зима)

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Но зимой очень холодно, и что бы мы с вами не замерзли, нам нужно одеться.

 

Игра «Скажи наоборот».

Цель. Развитие словаря антонимов с опорой на речь взрослого.

- Я буду говорить, что я надеваю, а вы мне, наоборот.

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

Длинные сапоги, а у вас….(короткие сапоги).

Тонкий свитер, а у вас….(толстый свитер).

Широкий шарф, а у вас….(узкий шарф).

Чёрные валенки, а у вас…(белые валенки).

Мокрые перчатки, а у вас…(сухие).

Воспитатель. Готовы? А теперь закрываем глаза, шагаем на месте и говорим волшебные слова: «1, 2, 3 в зимний лес мы пришли».

Воспитатель. Открывайте глаза. Ребята, мы с вами и правду оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Какие красивые, снежные деревья, стоят вокруг, снежок блестит на солнышке.

2. Введение в тему.

Игра «Кто больше слов придумает».

Цель. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных, расширять качественный словарь.

- Дети, без чего не бывает зимы? (Без снега, без мороза).

- Если на улице мороз, то погода какая? (Морозный).

-Если на улице холодно, то день какой? (Холодный).

- Если сейчас зима, то день какой? (Зимний).

-Если на улице идет снег, то день какой?  (Снежный).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто живет в лесу? (Дикие животные). А каких диких животных мы сегодня встретим в зимнем лесу, вы узнаете из загадок.

 

Загадки.

1. Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (Медведь).

Воспитатель. Давайте назовем семью медведя – папа…медведь, мама…медведица и сынок…медвежонок.

- Давайте вспомним, в каких сказках есть герой медведь? («Три медведя», «Теремок», «Маша и Медведь» - демонстрация иллюстраций из сказок «Три медведя», «Теремок».)

 

Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какое настроение Медведя в этих сказках? Вспомните, какой был медведь в этих сказках – испуганный, радостный, удивленный или злой? (Злой).

- Расскажите, почему медведь был злой в сказке «Три медведя»? (Ответы детей).

- Почему мы можем назвать медведя злым в сказке «Теремок»? (Ответы детей).

 

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Детям предлагаются картинки-Облачки с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости (Гнева) с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»

Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Злость», под какой цифрой? (4).

 

Задание «Изобрази злую эмоцию».

Дети изображают Злую эмоцию медведя из сказки «Три медведя».

Воспитатель. У вас у каждого на столе есть маски – эмоции, выберите маску «Злость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица злого Медведя (дети мимикой изображают злого медведя).

 

- Следующая загадка.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса).

Воспитатель. Давайте назовем семью лисы – папа…лис, мама…лисица, лиса и сынок…лисенок.

- Давайте вспомним, в каких сказках встречается лиса? («Колобок», «Лиса и журавль», «Кот, Лиса и Петух». После ответов - демонстрация иллюстраций из сказок.)

 

Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите,  какой была Лиса в этих сказках – испуганной, радостной, удивленной или злой? (Радостной).

- Расскажите, почему Лиса был радостной в сказке «Колобок»? (Ответы детей).

- Чему была рада Лиса в сказке «Кот, Лиса и Петух»? (Ответы детей).

 

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»

Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Радость», под какой цифрой? (2).

 

Задание «Изобрази радостную эмоцию».

Воспитатель. Выберите маску «Радость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица радостную Лису (дети мимикой изображают радостную Лису).

                                                                                                       

3. Интерактивная физминутка «Снеговик».

- А сейчас веселый Снеговик приглашает нас отдохнуть.

 

 

- Отдохнули, слушайте следующую загадку.

3. Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета – на зиму, на лето. (Заяц).

- Правильно это заяц.

 

Воспитатель. Давайте назовем семью зайца – папа…заяц, мама…зайчиха, лиса и сынок…зайченок.

- Давайте вспомним, в каких сказках встречается заяц? («Палочка-выручалочка», «Заюшкина избушка», «Мешок яблок» - демонстрация иллюстраций из сказок.)

 

Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите,  какой Заяц в этих сказках – грустный, радостный, удивленный или злой? (Грустный).

- Расскажите, почему Заяц грустный в сказке «Мешок яблок»? (Пришел домой с пустым мешком).

- Вспомните, почему грустил Заяц в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса выгнала зайку из его же избушки).

 

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»

Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Грусть», под какой цифрой? (3).

 

Задание «Изобрази грустную эмоцию».

Воспитатель. Выберите маску «Грусть», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица грустного Зайца (дети мимикой изображают грустного Зайца).

- Подумайте и скажите, какую эмоцию мы с вами не показали? (Воспитатель мимикой лица показывает «Удивление»).  Под какой цифрой находится Облачко-Удивление? (2).

- Выберите маску «Удивление», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой «Удивление».

Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть.

 

Игра «Четвертый лишний»

 

Цель. Развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, умение классифицировать эмоции, сравнивать, обобщать.

Воспитатель. Внимательно посмотрите на настроение у детей. Скажите, под какой цифрой картинка лишняя и почему?

 

Упражнение «Большие и маленькие».

Цель. Развивать умение образовывать существительные и прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащать словарный запас.

 

Воспитатель. Чем отличаются снеговики (размером – один больше, другой меньше)?

- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково.

У большого снеговика оранжевый нос. У маленького снеговика оранжевенький носик.

Чёрные глаза – черненькие глазки.

Зелёная елка – зелененькая елочка.

Синий шарф – синенький шарфик.

Красивый подарок – красивенький подарочек.

Розовые варежки – розовенькие варежечки.

 

- А как называется эмоция у снеговиков (Радость)?

- Молодцы, ребята, наша прогулка по зимнему лесу заканчивается, пора возвращаться домой. Тихонько встаньте и повторяйте за мной – вокруг себя ты покружись и в саду вновь окажись.

 

4. Итог.

Игра «Я и мой сосед».

Цель: помочь ребенку преодолеть отчужденной позиции в отношении к сверстникам.

Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями:

«Мои ручки хороши - у соседа лучше (прикасаются к рукам соседа).

Мои плечи хороши - у соседа лучше (прикасаются к плечам соседа).

 Мои щёчки хороши - у соседа лучше… и т. д.,

Да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются) ».

 

Игра - прощание «До свидания».

Дети поднимают ладошки вверх - одну в правую, другую в левую стороны, пальчиками правой ладошки соединяют с пальчиками руки соседа и т. д. по кругу.

Взявшись за руки, плотно собираются в круг, проговаривая слова «дружат в нашей группе… » Затем, проговаривая по слогам «До-сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

До-сви-да-ни-я!

Воспитатель. Сейчас вы на своем личике покажите, какое у вас стало настроение: тот, у кого хорошее настроение, кто чувствовал себя на занятии хорошо – покажет радость -улыбнется; кому было очень плохо, хотелось плакать, уйти с занятия - сделайте грустное лицо. Итак, все подумали? Покажите мне ваши личики? Всем спасибо. Я хочу пожелать, вам, чтобы у вас не было грустного настроения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_emotsii.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи детей с ЗПР

на основе включения эмоций

«Путешествие в зимний лес»»

старшая группа

Цель:  Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения из сказок.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять знания детей о диких животных; формировать умение распознавать эмоциональное состояние героев.
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать; выражать свои чувства через мимику, выразительные движения.
  • подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
  • активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».

Развивающие:

  • развивать знания о некоторых базовых эмоциях: радости, грусти, удивления, злости, используя разные каналы восприятия;
  • развивать связную речь,  качественный словарь;
  • зрительное внимание и память;
  • логическое мышление;

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость

Материал: индивидуальные карточки с графическим изображением радости, грусти, удивления, злости, ИКТ.

Как выглядят различные эмоции.

ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

Ход занятия

1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Слушайте внимательно

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня.

(зима)

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Но зимой очень холодно, и что бы мы с вами не замерзли, нам нужно одеться.

Игра «Скажи наоборот».

Цель. Развитие словаря антонимов с опорой на речь взрослого.

- Я буду говорить, что я надеваю, а вы мне, наоборот.

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

Длинные сапоги, а у вас….(короткие сапоги).

Тонкий свитер, а у вас….(толстый свитер).

Широкий шарф, а у вас….(узкий шарф).

Чёрные валенки, а у вас…(белые валенки).

Мокрые перчатки, а у вас…(сухие).

Воспитатель. Готовы? А теперь закрываем глаза, шагаем на месте и говорим волшебные слова: «1, 2, 3 в зимний лес мы пришли».

Воспитатель. Открывайте глаза. Ребята, мы с вами и правду оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Какие красивые, снежные деревья, стоят вокруг, снежок блестит на солнышке.

2. Введение в тему.

Игра «Кто больше слов придумает».

Цель. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных, расширять качественный словарь.

- Дети, без чего не бывает зимы? (Без снега, без мороза).

- Если на улице мороз, то погода какая? (Морозный).

-Если на улице холодно, то день какой? (Холодный).

- Если сейчас зима, то день какой? (Зимний).

-Если на улице идет снег, то день какой?  (Снежный).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто живет в лесу? (Дикие животные). А каких диких животных мы сегодня встретим в зимнем лесу, вы узнаете из загадок.

Загадки.

1. Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (Медведь).

Воспитатель. Давайте назовем семью медведя – папа…медведь, мама…медведица и сынок…медвежонок.

- Давайте вспомним, в каких сказках есть герой медведь? («Три медведя», «Теремок», «Маша и Медведь» - демонстрация иллюстраций из сказок «Три медведя», «Теремок».)

Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какое настроение Медведя в этих сказках? Вспомните, какой был медведь в этих сказках – испуганный, радостный, удивленный или злой? (Злой).

- Расскажите, почему медведь был злой в сказке «Три медведя»? (Ответы детей).

- Почему мы можем назвать медведя злым в сказке «Теремок»? (Ответы детей).

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Детям предлагаются картинки-Облачки с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости (Гнева) с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»

Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Злость», под какой цифрой? (4). 

Задание «Изобрази злую эмоцию».

Дети изображают Злую эмоцию медведя из сказки «Три медведя».

Воспитатель. У вас у каждого на столе есть маски – эмоции, выберите маску «Злость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица злого Медведя (дети мимикой изображают злого медведя).

- Следующая загадка.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса).

Воспитатель. Давайте назовем семью лисы – папа…лис, мама…лисица, лиса и сынок…лисенок.

- Давайте вспомним, в каких сказках встречается лиса? («Колобок», «Лиса и журавль», «Кот, Лиса и Петух». После ответов - демонстрация иллюстраций из сказок.) 

Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите,  какой была Лиса в этих сказках – испуганной, радостной, удивленной или злой? (Радостной). 

- Расскажите, почему Лиса был радостной в сказке «Колобок»? (Ответы детей). 

- Чему была рада Лиса в сказке «Кот, Лиса и Петух»? (Ответы детей).

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»

Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Радость», под какой цифрой? (2). 

Задание «Изобрази радостную эмоцию».

Воспитатель. Выберите маску «Радость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица радостную Лису (дети мимикой изображают радостную Лису).

        

3. Интерактивная физминутка «Снеговик».

- А сейчас веселый Снеговик приглашает нас отдохнуть.

- Отдохнули, слушайте следующую загадку.

3. Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета – на зиму, на лето.
аяц).

- Правильно это заяц.

Воспитатель. Давайте назовем семью зайца – папа…заяц, мама…зайчиха, лиса и сынок…зайченок.

- Давайте вспомним, в каких сказках встречается заяц? («Палочка-выручалочка», «Заюшкина избушка», «Мешок яблок» - демонстрация иллюстраций из сказок.) 

Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите,  какой Заяц в этих сказках – грустный, радостный, удивленный или злой? (Грустный). 

- Расскажите, почему Заяц грустный в сказке «Мешок яблок»? (Пришел домой с пустым мешком). 

- Вспомните, почему грустил Заяц в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса выгнала зайку из его же избушки).

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»

Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Грусть», под какой цифрой? (3). 

Задание «Изобрази грустную эмоцию».

Воспитатель. Выберите маску «Грусть», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица грустного Зайца (дети мимикой изображают грустного Зайца).

- Подумайте и скажите, какую эмоцию мы с вами не показали? (Воспитатель мимикой лица показывает «Удивление»).  Под какой цифрой находится Облачко-Удивление? (2).

- Выберите маску «Удивление», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой «Удивление».

Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть.

Игра «Четвертый лишний»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, умение классифицировать эмоции, сравнивать, обобщать.

Воспитатель. Внимательно посмотрите на настроение у детей. Скажите, под какой цифрой картинка лишняя и почему?

Упражнение «Большие и маленькие».

Цель. Развивать умение образовывать существительные и прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащать словарный запас.

Воспитатель. Чем отличаются снеговики (размером – один больше, другой меньше)?

- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково.

У большого снеговика оранжевый нос. У маленького снеговика оранжевенький носик.

Чёрные глаза – черненькие глазки.

Зелёная елка – зелененькая елочка.

Синий шарф – синенький шарфик.

Красивый подарок – красивенький подарочек.

Розовые варежки – розовенькие варежечки.

- А как называется эмоция у снеговиков (Радость)?

- Молодцы, ребята, наша прогулка по зимнему лесу заканчивается, пора возвращаться домой. Тихонько встаньте и повторяйте за мной – вокруг себя ты покружись и в саду вновь окажись.

4. Итог.

Игра «Я и мой сосед».

Цель: помочь ребенку преодолеть отчужденной позиции в отношении к сверстникам.

Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями:

«Мои ручки хороши - у соседа лучше (прикасаются к рукам соседа).

Мои плечи хороши - у соседа лучше (прикасаются к плечам соседа).

 Мои щёчки хороши - у соседа лучше… и т. д.,

Да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются) ».

Игра - прощание «До свидания».

Дети поднимают ладошки вверх - одну в правую, другую в левую стороны, пальчиками правой ладошки соединяют с пальчиками руки соседа и т. д. по кругу.

Взявшись за руки, плотно собираются в круг, проговаривая слова «дружат в нашей группе… » Затем, проговаривая по слогам «До-сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

До-сви-да-ни-я!

Воспитатель. Сейчас вы на своем личике покажите, какое у вас стало настроение: тот, у кого хорошее настроение, кто чувствовал себя на занятии хорошо – покажет радость -улыбнется; кому было очень плохо, хотелось плакать, уйти с занятия - сделайте грустное лицо. Итак, все подумали? Покажите мне ваши личики? Всем спасибо. Я хочу пожелать, вам, чтобы у вас не было грустного настроения.