Статья Речевое развитие детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Бураковская Мария Васильевна

           Ключевые слова: речевое развитие, формирование моторных навыков, сенсорное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Ласточка»»

Статья на тему

«Речевое развитие детей раннего возраста»

Автор: Бураковская М.В.

2020 год

Речевое развитие детей раннего возраста

Бураковская М.В., воспитатель

Нижегородская область, г.Богородск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Ласточка»»

Ключевые слова: речевое развитие, формирование моторных навыков, сенсорное воспитание

В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача  такого развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Речевое развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире (к окружающему миру).В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования  «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, малыш должен уметь общаться, в связи с чем, мы определяем одну из основных задач при работе с детьми раннего возраста как развитие речи посредством сенсорного воспитания. В раннем возрасте большинство не владеют речью совсем (не умеют говорить), либо владеют несколькими звуками.

Большую значимость имеет уровень сенсорно-речевого развития ребёнка, а именно восприятие, развитие мелкой моторики и формирование представления о внешних свойствах предмета: форма, размер, цвет. Важное значение приобретает  тренировка движений пальцев и всей кисти рук, что способствует улучшению артикуляционных движений и повышает работоспособность коры головного мозга.

Сейчас мы наблюдаем, что в большинстве своём дети испытывают недостаток слуховых, тактильных и обонятельных ощущений, в следствии чего могут воспринимать окружающий их мир относительно однотонно, линейно. Помочь в решении данного вопроса может создание сенсомоторных уголков в дошкольных учреждениях, с их помощью можно расширить восприятие детей путём взаимодействий с реальными предметами. В своей группе мы специально оборудовали такой уголок, в нём есть дидактические игры, игрушки и предметы, которые ребёнок исследует, определяет их размер (большой – маленький), количество (много – один), форму и цвет. Осязание – это один из элементов сенсорного развития, а само осязание, в первую очередь, подразумевает функции мелкой моторики рук. Ещё известный педагог Сухомлинский В.А. говорил о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. И действительно, с физиологической стороны, центры головного мозга, которые отвечают за речь и движения пальцев находятся очень близко, поэтому, развивая мелкую моторику, активизируются и соседние зоны мозга. Как мы увидели из своей практики – у многих детей присутствует общее моторное отставание. Раньше большую часть работы приходилось делать руками: перебирать крупу, шить, стирать, в современном мире за людей это делает техника, родители в подавляющем большинстве предпочитают обувь и одежду для детей на липучках, молниях, оставляя в стороне шнурки и пуговицы, как следствие снижается уровень развития мелкой моторики, а соответственно тормозит и речевое развитие ребенка. Именно с раннего возраста нужно работать в направлении развития мелкой моторики, и чем раньше это сделать, тем быстрее мы услышим от ребенка первые слова.

В группе раннего возраста мы определили одну из основных задач – это развитие речи детей посредством сенсорного восприятия. Форма работы определялась подбором диагностических материалов по сенсорному развитию: знакомство с формой, цветом, размером, учение ориентироваться в пространстве, развитие слухового внимания и мелкой моторики рук. Основные принципы – это наглядность, доступность и последовательность.

Хочется отметить, что помимо работы в соответствии с тематическим планом, занятия по сенсорному воспитанию проводились во всех режимных моментах, например, пальчиковые игры во время мытья рук, прогулки, приёма пищи, а также включение их в свободную деятельность ребенка. Например, разноцветные бельевые прищепки – отличный тренажер для развития мелкой моторики (прикрепить лучи в виде прищепок к солнышку, колючки – к ежику и т.д.)

Большое значение уделяется формированию и развитию предметно-развивающей среды, где положительную динамику показывает активное привлечение родителей к данной проблеме (вопросу). Мы определили необходимость проведения консультаций на тему: Значение сенсорного воспитания, после чего совместно с родителями были изготовлены пособия по развитию речи и сенсорному воспитанию. Анализ проведенной работы показывает, что использование данных материалов значительно помогает в работе, направленной на развитие речи ребенка.

Своевременное сенсорное воспитание – одно из главных условий развития речи ребенка, а значит интеллектуальных его способностей и полноценного развития в целом.

На основании проделанной нами работы мы делаем следующие выводы: формировать и развивать речь ребенка, а значит и обогащать ее  необходимо, в том числе посредством систематического включения во всех видах деятельности и режимных моментах игр и упражнений, которые способствуют формированию и развитию моторных навыков.  Развитию речевой активности напрямую способствует речевое взаимодействие педагога и ребёнка и воспитанников между собой. Обязательно должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая будет способствовать развитию речевых навыков. Также необходимо проводить работу по развитию всех компонентов устной речи ребёнка.

Литература:

Гербова В.В, Казакова И.М., Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1981

 Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М: Мозаика-Синтез, 2008

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. –М.: Эксмо, 2016

Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/statja-sensornoe-vospitanie-detei-ranego-vozrasta-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html

https://www.maam.ru/detskijsad/publicisticheskaja-statja-razvitie-palchikovoi-motoriki-kak-sredstvo-stimuljaci-rechevogo-razvitija-detei-ranego-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал об особенностях развития речи дошкольников раннего возраста....

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал по речевому развитию детей раннего возраста....

Статья " Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС "

      Развитие речи в дошкольников является многоаспектным процессом.Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающим...

статья Речевое развитие детей раннего возраста

Речевое развитие детей раннего возраста...

Статья « Речевое развитие детей раннего возраста»

 Статья «  Речевое развитие детей раннего возраста»В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет о...

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста через дидактические игры" Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. К о...

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста"

Статья носит ознакомительный и рекомендательный характер....