План конспект открытого занятия «Путешествие в город Красивой речи».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сафронова Светлана Александровна

Цель: обогащение и активизирование речи детей, совершенствование слухового восприятия речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Родник»

План конспект

открытого занятия

в объединении «Светлячок»

«Путешествие в город Красивой речи».

Подготовила и провела: Сафронова С.А.,

педагог дополнительного образования

Воронеж 2021


Дата проведения:  28.04. 2021г.

Место проведения: МБУДО ЦДО «Родник»

Группа: 1 год обучения, 6 лет

Цель: обогащение и активизирование речи детей, совершенствование слухового восприятия речи.

   Задачи:

Образовательные:

-закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук;

-закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

-упражнять детей в умении рассказывать о времени года- весне с использованием наглядных пособий, связанных  в логической последовательности;

-закрепить умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок;

-упражнять в составлении слов и слогов, тренировать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-закрепить умение делить слова на слоги, посредством тематических карточек;

-расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

-закрепить умение узнавать буквы, тренировать в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке.

Развивающие:

-развивать коммуникативные способности, внимание, память;

-развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

 -воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать желание помогать другим людям;

- закрепить навыки правильного звукопроизношения.

Оборудование:  презентация, письмо, наглядное пособие-схема «домик», солнце с лучиками, мнемотаблица «Весна»,  тематические карточки «Поймай слог», цветные прямоугольники из картона (по 6 шт на каждого ребенка)

Ход занятия.

1часть. Вводная

 Организационный момент.

Приветствие.

Педагог: Добрый вечер, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Урок по «Развитию речи»

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли

Повернитесь поскорей,

 Поприветствуем гостей.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Сейчас мы с вами настроимся на занятие

Запоминает наша голова

Важные поступки, умные слова

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

 Друг друга не перебиваем

Для ответа руку поднимаем

 Знаний много получаем.

 Повторим наш девиз:

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре.

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Ясно, громко говорим

Никогда мы не спешим.

Педагог: Сегодня я хочу вас пригласить в очень интересное путешествие: увлекательное, познавательное.

Педагог: Я предлагаю совершить путешествие в город Красивой речи.

Педагог: Так как город  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью волшебства, фантазии.

Педагог: А что такое фантазия?  

Дети: Фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

В волшебство чтобы попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, волшебство, Ура!»

Педагог: Итак, отправляемся в город Красивой речи

Слайд 4

 Включается сказочная музыка

Педагог: Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2 часть.  Основная.

Слайд 5

Педагог: Открываем глаза. Смотрите, ребята, какой красивый город.

Слайд 6

 Педагог: Ой, ребята, посмотрите, что это? Как в любом сказочном городе, на его границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок.  Что нам нужно сделать?

Дети: Открыть его.

Педагог:  Отгадаем код замка

А поможет нам пальчиковая гимнастика.

Паучок ползет, ползет

Паутинку он плетет

Паутинка хоть тонка,

Крепко держит мотылька,

Паутинка рвется,

Паучок смеется.

Слайд 7

И открыли! 

 Педагог: Замок, мы открыли, молодцы!

Слайд 8

Педагог: Но, ребята, посмотрите, что случилось с городом, темно, нет жителей?

Предположения детей.

Педагог: Но вот, поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится

А в клюве у птицы…. письмо

Слайд 9

Шифровка по координатам.

Педагог: Используйте координаты, чтобы найти нужные буквы и разгадать спрятанное слово.

Зашифрованное слово: «Помогите»

Педагог: Ребята, это сообщение нам послали  жители сказочного города! Злые волшебники заколдовали солнышко и его лучики, и в городе стало темно, холодно. Все, что есть у жителей: и дома, и поля, и леса, и речки, всё осталось без света и скоро погибнет!  Чтобы все расколдовать, нужно выполнить задания, тогда солнце засветит над городом, и  злые чары уйдут, и в городе снова будет радостно, весело, вернуться жители. Они просят нас расколдовать  город. 

Педагог: Ребята, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветном городе Красивой речи стало тускло и безобразно.

 Педагог: Поможем, ребята, жителям города?

Дети: Да.

Педагог: Я загадаю загадку:

Среди поля голубого, яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это…

Дети: Солнце.

Педагог: Какое солнышко? Чего не хватает у солнца?

Дети: Грустное, печальное, не ласковое,  у него нет лучиков.

Педагог:  Без лучиков солнце совсем загрустило. Нам нужно, чтобы у солнца появились лучики.  Вот и первый лучик. Вперед, ребята, выполняем первое задание.

Педагог зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. На каждом  лучике заранее написаны по одной букве «П», «О», «Б», «Е», «Д», «А»,  в конце занятия дети должны будут прочитать слово  «Победа»

Задача: закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук;

1 задание

Педагог: Определите первый звук в названии каждой картинки, напишите под ней соответствующую букву и прочитайте слова

Дети выполняют задание.

Педагог: Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит,
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт…
 

Педагог: Какое первое прочитали слово?

Дети: Звуки

Педагог: Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает…   

Педагог: А второе слово?

Дети: Буквы

Педагог: Чем буквы отличаются от звуков?

Дети читают стихи.

Ребенок 1:

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

Ребенок 2:

Звук от буквы отличай,

Правило запоминай:

Буквы видим мы и пишем,

Звуки говорим и слышим.

Педагог прикрепляет 1 лучик к солнцу.

2 Задание

Педагог: Какие звуки вы знаете?

Ребенок 3:

Бывают звуки гласные,

Друзья у них- согласные.

Мирно звуки все живут!

Гласные всегда поют.

Ребенок 4:

А согласные свистят,

И хохочут, и рычат.

Иногда кряхтят, жужжат.

Или, как змея шипят.

Звуки надо изучать

И уметь их различать.

Педагог прикрепляет 2 лучик к солнцу.

3 Задание

Педагог: Прочитаем следующее слово

Дети: Слоги.

Педагог: Правильно, из чего состоят слоги?

Дети: из гласных и согласных звуков

Педагог прикрепляет 3 лучик к солнцу.

4 Задание

Задача: закрепить умение делить слова на слоги, посредством тематических карточек.

Игра «Поймай слог»

Педагог раздает детям карточки с заданием.

Педагог: На карточке шесть изображений на основном поле (они отмечены кружками) и шесть изображений в правом вертикальном ряду.

Вам нужно найти  слова, в которых одинаково звучат первые слоги и положить напротив выбранного ответа прямоугольники соответствующего цвета.

Дети выполняют задание,  фиксируя цветные прямоугольники напротив выбранного ответа. 

Педагог: Хорошо, вы и с этим заданием справились отлично.

Педагог прикрепляет 4 лучик к солнцу.

5 задание

Педагог:   Определите первый звук в названии каждой картинки, напишите под ней соответствующую букву.

 Что у вас получилось?

 Дети: Слова.

Ребенок 5:

Буквы за руки взялись,

 Спели вместе- в слог слились!

Слоги хором петь готовы,

Чтобы получилось слово!

Педагог: Если соединить слоги вместе, получим слова

Ребенок 6:

Когда возьмём мы просто ГО,
У нас не выйдет ничеГО.
Но если к ГО прибавить ЛО...
ГО-ЛО - прочесть не тяжеЛО.
И наконец прибавим ВА...
Какое слово  вышло? Думай... ГО-ЛО-ВА!

Дети получают карточки со слогами и составляют из них слова.

Педагог прикрепляет 5 лучик к солнцу.

Физкультминутка

Игра-физкультминутка «Говори наоборот». Ход игры: педагог называет ребенку слово, а дети в ответ называют слова с противоположным значением.

веселый – грустный, быстрый – медленный

красивый – безобразный, пустой – полный

худой – толстый, умный – глупый

тяжелый – легкий, трусливый – храбрый

твердый – мягкий, светлый – темный

длинный – короткий, высокий – низкий

горячий – холодный, больной – здоровый

широкий – узкий, добрый-злой

 грустный — радостный, голодный- сытый, драчливый-дружный, неряшливый-аккуратный, невоспитанный-воспитанный.

 Педагог: Поиграли, отдохнули, а теперь продолжим работу.

6 задание «Закончи предложение»

Задача: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

 закрепить умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу;

Педагог: Слова подружились, соединились по смыслу, образовали, что?

Дети: Предложение- это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражает законченную мысль.

Педагог: Из предложений состоит наша речь.

Педагог: Я вам загадаю загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей пчела

Первый мед принесла

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает

Дети: Весной

Педагог:  Значит, какое у нас путешествие?

Дети: Весеннее

Педагог: Итак,  поговорим    о весне.

  Что же такое «весна»?

 Дети: Это время года.

 Педагог: Какие весенние месяцы знаете?

Дети: Март, апрель, май

Педагог:  После,    какого времени   года   приходит   весна?

         

  Педагог: А сейчас     придумаем    предложения про весну,

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Ответы детей.

Весной  солнце светит     ярче,  теплее.

 Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

 Весной облака легкие, перистые, пушистые.

 Весной  на крышах  домов  тают  сосульки.  

 Весной    на  деревьях  появляются  зелёные  листики.  

 Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

 Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.  

 Весной  животные   просыпаются  после  зимней  спячки.

 Весной  зайчик,  белочка  меняют  свои  шубки.  

 Весной   с   юга прилетают птицы.  

Весной люди снимают  шубы  и   надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.  

Весной появляются первый цветы.

Педагог: Как  называются  первые  цветы?  

Дети: Первоцветы.

Педагог: Какие  первоцветы вы знаете?  

Дети: Подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы.

А  теперь  поиграем  со  словом  весна.

   « Добавь  словечко»  

        Пришла….

        Мы  ждали….

        Мы  рады…

        Мы  встречали  …

        Мы  поём  песни  о  ….

7 задание «Составь рассказ»

  Задача: упражнять детей в умении рассказывать о времени года- весне с использованием наглядных пособий, связанных  в логической последовательности;

Педагог: Одно предложение, другое предложение, а вот и третье подбежало, продолжая начатый разговор и составили текст, рассказ.

  А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы.  Вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.

Ребенок1: Пришла весна и наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. На деревьях набухают почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни. Солнышко стало ласковым, греет и дарит нам хорошее настроение.

Заслушиваются 2- 3 рассказа.

8 задание

 Педагог: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

Предложения состоят из слов. Я предлагаю исправить ошибкуНужно правильно расставить слова в предложениях.

– На белке сидела ёлка. ( На ёлке сидела белка.)

– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)

– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)

– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)

– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)

– Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.

Педагог: Хорошо, и с этим заданием мы справились.

Задание 9

Задача: закрепить умение узнавать буквы, тренировать в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке.

Педагог прикрепляет веселое изображение солнца.

Ребенок 7:

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.

Приказ черёмухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.

Педагог: Ребята, посмотрите внимательно, какое слово зашифровано на лучах солнца, прочтите.

На лучиках слово «Победа»

Дети читают.

Слайд10-11

Педагог: Ребята, мы победили злых волшебников, теперь солнце засветит над городом, и  злые чары уйдут, и в городе снова будет радостно, весело, вернуться жители.

Педагог: Молодцы, жители этого загадочного города говорят вам: «Огромное спасибо!»

Ну что ж настало время возвращаться домой!

А нам из волшебства чтоб вернуться:

Вкруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Что узнали не забыть.

Дружно всем сказать пора:

«До свидания волшебство,

Нам домой пора».

Звучит сказочная музыка.

3 часть. Заключительная

Педагог: И вот мы с вами в детском центре.

Вам понравилось путешествие?

Что вам больше всего понравилось, ребята? Какие у вас впечатления?

Ответы детей.

Педагог: Какие задания мы выполняли:  вспоминали, что такое звук, буква, слог, слова

Педагог:  Ребята, вы слушали  рассказы о весне.

  Составляли предложения, повторите, что такое предложение

Дети:  Предложение-это одно  или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу.

Играли в игру «Поймай слог», составляли рассказы о весне, разгадывали загадки, играли в игру «Скажи наоборот»,  исправляли ошибки, правильно расставляли слова в предложениях, а самое главное, выполняя эти задания, мы помогли жителям города Красивой речи.

Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатления детей. Благодарит всех за работу.

Педагог: Приглашаю всех в  круг.

Собрались все вместе в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в город красивой речи"

Формирование у детей умения поддерживать диалог, воспитание нравственных качеств, культуры общения со сверстниками и взрослыми....

Открытое занятие «Путешествие в страну красивой речи»

Воспитывать культуру речи. Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательных,...

План конспект открытого занятия «Путешествие в город Гласных звуков»

Цель: Способствовать закреплению полученных знания и умений у детей о  гласных звуках А, О, У, Э, Ы, И.Рассчитано на детей 5-6 лет...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в город Красивой речи"

Итоговое занятие "Путешествие в город Красивой речи". Цель. Создать у детей условия для преодоления речевой замкнутости, положительное психоэмоциональное настроение. Закрепить знания получен...

Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи"

Цель:обогощать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Открытое занятие " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Конспект открытого занятия " Путешествие в страну красивой речи" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:обогащать и активировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....