Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Елена Игоревна Родашина

  «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

       Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно –двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного.

    На сегодняшний день, у малышей, которые приходят в детский сад, плохо развита речь в силу возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На первых ступенях развития ребенка это становится проблемой. Если ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее, то сейчас всё это уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.

 Я считаю, что именно пальчиковые игры и упражнения помогут сформировать у малышей предпосылки, а в дальнейшем и развить речевую активность детей. Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.  Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой личности»

 В. А. Сухомлинский

                                           

«В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать,                            дети поочередно загибают  пальчики руки.

Этот пальчик –                                               дети машут кистями рук.

прыг в кровать, 

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

                                  

 

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,                        - говорить ритмично, руками

Мы морковку трем-трем,                           показать как мы рубим капусту.

Мы капусту солим-солим,                        - показать, как мы трем морковку.

Мы капусту мнем-мнем.                           - пальчики щепоткой – посолить.

А потом, а потом мы ее жуем-жуем.       - руками "мять" капусту.

Ам!                                                             - класть по очереди щепотками в рот.

                                                   

«Дождь»

Капельки-дождинки                                      раскрываем одну ладонь,имитируя

Упали на травинки.                                      дождевые капли. Подушечками пальцев                                                                                                                                                                                                                   Кап-кап капельки,                                         другой руки постукиваем по ней,

Кап-кап маленьки.                                        делаем то же самое с другой ладонью.

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

                                            

«Машины»

По шоссе идут машины,                               Крутят воображаемый руль.

По асфальту едут шины.                              Локти прижаты к туловищу, ладони

По дороге не беги,                                        двигаются параллельно друг другу.

Я скажу тебе: «Би-би».                                 Погрозили пальцем.

                                                                        Рука сжата в кулак, большой палец

                                                                        выпрямлен – «сигналим».

                                       

«Зайчата»

Вот встречаются зайчата.                           Сжать пальчики в кулаки, а указательные и             

Как согреться нам, ребята?                        средние выпрямить – «ушки».

Чтобы побыстрей согреться,                     «Зайчики»-кулачки прыгают.

Надо спинками тереться.                            Дети трут кулачками друг о друга.

                                         

 

«Колобок»

Тесто мы месили,                                 Делают круговые движения кулачками.

Пирожки лепили.                                  Лепят «пирожки».

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,                     «Тарелочки».

Получился колобок.                             Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.

                                

«Тихо-громко»

У ребяток ручки хлопают,                   Тихо хлопают в ладоши.

Тихо-тихо ручки хлопают.                   Громко хлопают

Громче хлопают,                                 Тихо топают ногами

Сами хлопают,                                     Громко топают

Ну и хлопают,

Вот так хлопают!

У ребяток ножки топают,

Тихо-тихо ножки топают.

Громче топают,

Сами топают,

Ну и топают,

Вот так топают! 

                                             

«Птичка»

Маленькая птичка                                    Взмахивают руками-«крыльями».

Прилетела к нам, к нам, к нам.              «Крошат» зерно (мелко перебирают пальцами)

 Маленькой птичке                                   Стучат указательными пальцами по коленям

Зернышек я дам, дам, дам.                      Взмахивают руками-«крыльями».

Маленькая птичка

Зернышки клюет, клюет.

Маленькая птичка

Песенки поет, поет.

Чик-чирик! Чик-чирик! 

                                 

«Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,                - загибают поочередно пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,                - хлопают в ладоши.

Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!

                                   

«Цветочек»

Как у Насти маленькой                     раскрываем ладонь одной руки и указательным

Есть цветочек аленький,                   пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми                          

А его лепестки —                              движениями тем же указательным пальцем -

Это пальцы у руки.                           слегка нажимаем на подушечки пальцев во время

Раз, два, три, четыре, пять               счета или поглаживаем каждый палец от основания

Учим Настеньку считать!                до подушечки. Повторяем все для другой руки.

                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других -  рассматриваются физиоло...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста....