Конспект занятия "Путешествие в страну слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_slov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи

«Путешествие в страну слов»

Программа содержание:

Формировать у детей представление о богатстве русского языка; закрепить знания закреплять знания о синонимах, антонимах, продолжать расширять представления о сложных и многозначных словах. Развивать интерес к обогащению своего словаря, воображения, смекалки, внимания, используя игровые приемы. Воспитывать добрые чувства, с помощью худ. слова.

Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какая красивая необычная посылка пришла к нам в группу (рассматривают).

Воспитатель: Интересно, от кого эта посылка может быть, что в ней находится? Давайте попробуем её открыть и всё узнаем. Но посмотрите-ка: здесь ещё написана загадка, отгадайте её. (загадка про книгу).

Дети:  (отгадывают).

Воспитатель:  Правильно ребята. Угадали. Вот и здесь находится книга. Какая у нее красивая обложка. Наверное, она очень интересная.

Ой, но что это? На её страницах ничего нет. Ни картинок, ни слов, ничего. Странно. Как же мы будем ее читать? (А здесь еще какая-то записка). Ну-ка посмотрим. Да это же сигнал бедствия от жителей сказочной страны.

(Читает записку)

Дорогие ребята! У нас беда: в нашей стране власть захватила страшная Злобуля. Она замуровала все добрые слова, весёлые песни, смех. А своими приближенными она сделала жадность, зависть, сплетни и страх. Теперь у нас хмуро даже днём, все дерутся, обижают друг друга, наговаривают Злобуле о каждом. Помогите нам, пожалуйста. Сделайте так, чтобы все слова встали на свои места, были правильными, грамотными, четкими.

Воспитатель: Что же делать? Ребята, я предлагаю вам отправиться в страну грамматику, и помочь всем словам, попавшим в беду. Вы согласны со мной? Тогда в путь.

А что это за дверь?  (имитированная дверь)

Рассказываю: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная дверь в страну слов. Путешествие в эту страну будет необычным: туда не добраться на поезде, корабле или самолёте. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Чтобы изменить предмет, сделать его маленьким, нужно изменить что?

 Дети:

 Воспитатель: Правильно! Слово, которое называет этот предмет. Давайте попробуем. (называю каждому слово, дети изменяют по очереди, по одному проходят).

Дом – домик

Лес – лесок

Дерево – деревце

Человек – человечек

Рыба – рыбка

Палка – палочка

Ключ – ключик

Машина – машинка

Конфета – конфетка

Забор – заборчик

 Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро справились с этим заданием. Ой, а вот и первый житель этой страны. Кто же это?

Появляется словарь: Ребята, я старый-престарый словарь, книга, где собраны все-все слова, какие только есть в русском языке. Когда-то я жил на тихой улочке, в уютном деревянном доме, на книжной полке. Но вот беда. Повадились мыши грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадет, а его описание останется. Глотая слова, мыши думали, что так они научатся говорить. Но всё напрасно. Почти все слова исчезли, а говорить мыши так и не научились. Теперь вот на моих страницах остались одни дырки. Как же мне быть, как помогать теперь людям?

Воспитатель: Кажется я знаю ребята, как мы можем помочь словарю. Давайте восстановим все слова по описаниям. Я буду говорить значение слов, а вы подбирайте к ним другие слова, понятия, но так чтобы ваши слова подходили по значению к моим, хотя и звучать они будут по-разному, итак:

  1. Как говорят о человеке, который служит в армии, воюет, защищает кого-то или что-то? (боец, солдат, воин, военный, защитник).
  2. Когда человек испытывает страх, что он делает? (боится, трусит, пугается, опасается, робеет, страшится, дрожит от страха, трясется от страха).
  3. Женщина, которая творит чудеса?  (фея, волшебница, ведьма, колдунья, чародейка, кудесница).
  4. Как иначе называются маленькие дети? (ребята, детвора, детки, ребятишки, малыши, малютки, чада)
  5. Говорить очень громко? (кричать, вопить, орать, голосить, галдеть)
  6. Небольшой по размерам предмет? (маленький, крошечный, мелкий, карликовый)
  7. Плохой человек? (отвратительный, нехороший, гадкий, противный, скверный).
  8. Человек, занимающийся обучением или воспитанием (учитель, преподаватель, педагог, воспитатель, наставник)

За каждый ответ дети получают фишки.

Воспитатель: Молодцы ребята; вот и починили мы с вами словарь, помогли найти ему пропавшие слова. Теперь, когда вам надо будет что-то узнать, обязательно загляните в него и он поможет вам. А теперь нам пора идти дальше. Посмотрите-ка, а кто это здесь живет? (показывает картинку домика).

Да это же злая старуха завида. Никого и  ничего она не любит. Поэтому и живет в самой глуши, подальше от всех. Очень любит она лишь свой зеркальце; а почему – догадайтесь. Взяла она однажды в руки своё зеркало посмотрела, и глазам своим не поверила. В зеркале она была даже совсем не старая, а какая (показываю картинку) – молодая (говорят дети), не толстая, а – (худая), не горбатая , а – (стройная).

Всю жизнь лицо у завиды было мрачное, злое, а в зеркале оно оказалось – (весёлое, доброе) и уши – вот чудо! Не большие, а (маленькие); нос не кривой, а (прямой). Грязное платье завиды в зеркале стало? (чистым); старые туфли – (новыми); короткая юбка – (длинной).

Очень полюбила завида своё зеркало, и никогда с ним не расставалась.

Воспитатель: Теперь ребята догадались ли вы, почему завида так  полюбила своё зеркало?

Дети: Потому что все плохие слова, сказанные про завиду, становились хорошими.

Воспитатель: Молодцы, догадались. А сейчас мы с вами поиграем. Давайте представим, что у нас тоже есть такое зеркало, и вы подберёте к словам, которые я буду вам говорить другие слова, с противоположным значением.

 Проводится игра с мячом.

  1. Злой – добрый
  2. Город – деревня
  3. Сухой – мокрый
  4. Мальчик – девочка
  5. Уронить – поднять
  6. Трус – храбрец
  7. Холод – жара
  8. Говорить – молчать
  9. Враг – друг
  10. Бабушка – дедушка
  11. Тихий – шумный
  12. Плохой – хороший
  13. Сладкий – горький
  14. Узкий – широкий
  15. Пух лёгкий – а камень – (тяжёлый)
  16. Деревня тихая, а город – (шумный)
  17. Заяц трусливый, а лев – (отважный)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Правильно справились с заданием. Но мы ещё с вами не все тайны страны слов разгадали. Есть в русском языке слова, которые образуются из 2-х слов. В моём сундучке есть такие слова. Давайте их разгадаем:

Показываю карточки, где написаны слова.

Дети читают:

  1. Пар + ход = пароход
  2. Лёд + колоть = ледокол
  3. Луна + ход = луноход
  4. Сам + летит = самолёт
  5. Фото + аппарат = фотоаппарат
  6. Кино + театр = кинотеатр
  7. Вода + провод = водопровод

Воспитатель: Хорошо, правильно дети. Но и это ещё не все секреты русского языка. Есть ещё в нем и многозначные слова. Посмотрите, что это у меня в руке? (показываю ключ). Для чего он нужен?

Воспитатель: Недавно, изучая словарь, я узнала, что слово «ключ» обозначает  не только эту железную штуковину, которая открывает замки и двери, но и ещё кое-что, давайте отгадаем вместе.

  1. Показываю гаечный ключ: Знаете ли вы что это? А для чего он нужен? Кто им пользуется?

Воспитатель: Правильно ребята, такие гаечные ключи есть у шофёров, слесарей. Ими они откручивают болты, гайки, без которых не починишь машину, не исправить водопровод.

  1. А ещё есть ключ у разведчиков. Такой ключ – ключ к шифру. С его помощью можно прочитать зашифрованное письмо, записку с важным сообщением. Такое сообщение иногда передают по рации. На пример есть такая азбука Морзе. Слов в ней нет, нет и букв, а есть только специальные знаки.

(Показать - ;…… …) - ; И вот с помощью таких зашифрованных знаков, можно разгадать, что написано в записке, т.е. найти к шифру ключ.

  1. А как вы думаете что это? (включаю музыку).

Это не просто журчание ручья, а тоже ключ. Таким ключом называют родник, с чистой, свежей и прохладной водой. Этот ключ, такой радостный, звонкий, искрящийся! О человеке веселом и жизнерадостном говорят: «Жизнь бьёт в нём ключом!».

  1. А ещё есть вот такой ключ – показываю. Кто знает, как он называется.

Дети -          

Воспитатель -  правильно. Этим   ключом    пользуются музыканты, когда пишут ноты.

Вот видите, слово то одно, а сколько у него разных значений.

А сейчас послушайте стихотворение, читаю:

Не жалейте пятачка –

Говорит корова –

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут, как тут:

- Нам по целой кружке!

Пяточки свои суют

Маленькие хрюшки.

Воспитатель: Какие слова, одинаково звучащие, но имеющие разные значения вы услышали?

Разобрать, объяснить значения.

Воспитатель: Вот и справились мы с вами с заданиями злобули. И посмотрите-ка: вернулись слова на свои страницы; все плохие слова стали хорошими, правильными, стали дружить между собой. Последнее злое слово – имя царицы злобули. Слуг её уже нет. Давайте превратим ее в ….

Дети превращают ее в Добрулю.

Все страницы поместить в книгу.

Воспитатель: Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны  и тогда наша речь будет красивой и яркой.

Вывод:    Красив и богат наш русский язык, язык, на котором мы с вами говорим. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Поэтому наше занятие я хочу закончить словами великого русского писателя И.С.Тургенева. Он называл наш русский язык – великим, могучим и свободным. И обращаясь к вам, к молодому поколению, писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это великое достояние нашего народа».

А вам в подарок, за то, что вы так помогали на занятии, я хочу подарить вам  эти небольшие словарики. В них вы будете писать разные слова, когда научитесь и  объяснять их значение другим людям (детям дарятся самодельные словарики)            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект НОД. Прекрасная страна слов.

Конспект НОД. Развитие речи. Старшая группа....

конспект занятия по речевому развитию "Страна слов"

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну слов".Цель: Расширять словарный запас слов через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая ок...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему « Прекрасная Страна слов»

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему « Прекрасная Страна слов»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие Незнайки в страну Слов и Звуков" ( познавательно-речевое развитие) (возраст детей: 4-5 лет)

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о гл...

Конспект ИОС в старшей группе по развитию речи : "Прекрасная страна слов"

Данный конспект содержит очень интересный сценарий игровой обучающей ситуации по развитию речи дошкольников. Это - путешествие в Прекрасную страну слов, где детям нужно будет показать свое умение прав...

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Ход занятия:Под музыку входит Фея (воспитатель).Фея:- Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в ...