Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие Незнайки в страну Слов и Звуков" ( познавательно-речевое развитие) (возраст детей: 4-5 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках;

- продолжать упражнять в определении первого звука в слове;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять знания о протяженности слов (короткие и длинные).

 

Развивающие:

- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, речь, коммуникативность;

- развивать графические навыки;

 

Воспитательные:

- воспитывать стремление к знаниям, отзывчивость и интерес к родному языку, самостоятельность при выполнении задания;

- воспитывать аккуратность и самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_srednyaya_gruppa.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №5 общеразвивающего вида"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

"Путешествие Незнайки в страну Слов и Звуков"

( познавательно-речевое развитие)

(возраст детей: 4-5 лет)  

Составила:

воспитатель высшей кв. кат. Елизарова С.Ю.

г.о. Электросталь

2014г.

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках;

- продолжать упражнять в определении первого звука в слове;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять знания о протяженности слов (короткие и длинные).

Развивающие:

- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, речь, коммуникативность;

- развивать графические навыки;

Воспитательные:

- воспитывать стремление к знаниям, отзывчивость и интерес к родному языку, самостоятельность при выполнении задания;

- воспитывать аккуратность и самоконтроль.

Активизация словаря: закреплять понятия "звук", "твердые, мягкие согласные  звуки", "короткие, длинные слова", "слог"; упражнять в подборе подходящих по смыслу слов; с помощью простых предложений передавать свое отношение к окружающему.

Методические приемы:

- игровой;

- наглядный;

- словесный.

Предварительная работа:  

- чтение рассказа Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей";

- рассматривание иллюстраций к книге;

- просмотр мультфильма;

- прослушивание музыкальных записей;

- разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки;

- отгадывание загадок;

- знакомство и закрепление артикуляции звуков;

- индивидуальная работа по совершенствованию фонематического слуха;

 -дидактические игры по развитию речи.

Оборудование:  

- звуковые домики;

- гласные и согласные буквы;

- полоски красного и зеленого цвета;

- конверт с заданием ( листы бумаги с картинками);

- карандаши.

Сюжетная линия: помочь Знайке и Цветику научить Незнайку читать и писать.

Сюрпризный момент:  герой Незнайка.

Технические средства:

- магнитофон;

- проектор;

- аудиозапись с музыкой из мультика про Незнайку;

- электронно- образовательные ресурсы - презентация.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка.

Подгруппа детей - 10 человек.

Время проведения - 20 минут.

Ход ООД:

Дети заходят вместе с воспитателем.

Педагог :Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Ребята, сегодня я получила электронное письмо из Цветочного города от друзей Незнайки :Знайки и Цветика. ( слайд 1). И вот, что они рассказывают.....

( слайд 2)

Знайка: Здравствуйте, ребята! В нашем Цветочном городе тоже есть детский сад, в который мы ходим, как и вы. Мы с Цветиком и Незнайкой решили отправиться в страну Слов и Звуков, чтобы научить Незнайку читать и писать. А он, ну ничего не хочет делать. Ребята, мы узнали, что вы многому научились и решили попросить у вас помощи: помочь Незнайке справиться с заданиями. Вы нам поможете?

Дети: Да, поможем.

( Звучит музыка и заходит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Педагог и дети: Здравствуй, Незнайка! ( слайд 3)

Незнайка: Вы уже получили письмо от моих друзей, которые все время пытаются меня чему-нибудь научить, а мне так лень учиться. Ну, зачем мне эти звуки, буквы, слова?

Педагог: А как же без них, Незнайка. Разве в школу ты не собираешься?

Незнайка: Собираюсь, конечно.

Педагог: А как же ты будешь учиться, не зная звуков, букв, слов? Вот наши ребята уже начали их изучать и многому научились. Хочешь, они научат тебя тому, чему научились сами. Ребята, научим Незнайку?

Дети: Да.

Незнайка: Мне, ребята, помогите,

      Азбуке вы научите.

      Меня в школу не возьмут.

      Много будет со мною хлопот.

Педагог: Ребята, отправляемся в страну Слов и Звуков.

          Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем по кругу.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

 «Фрукты» - «овощи» — «салат»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Шагаем по кругу.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

Педагог: Вот мы и пришли в страну Слов и Звуков. ( слайд 4). Посмотрите, что это за домики? Как вы думаете, кто в них живет? ( домики с красной и синей крышами, рядом лежат гласные и согласные буквы).

Дети: Звуки.

Педагог: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какими бывают звуки.

Дети: Гласными и согласными.

Педагог: Какие звуки называют гласными? 

Дети: Звуки, которые тянутся, поются. 

Педагог: Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать.
    В тёмном лесу звать и аукать,
    Но не желают свистеть и ворчать.

 Педагог: Назовите гласные звуки.

Дети: А, О, Э, И, Ы, У.

Какого цвета гласные звуки?

Дети: Красного.

Педагог: В каком домике они живут?

Дети: В домике с красной крышей.

Педагог: Какие звуки называют согласными?

Дети: Те, которые не умеют петь.

Педагог: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

Педагог: Назовите согласные звуки, с которыми вы познакомились.

Дети: С,З, Ц, Ш, Ж, Щ,Ч, Р, Л, М, Б, К, Г, Д, Т.

Педагог: Какого цвета согласные звуки?

Дети: Синего.

Педагог: В каком домике они живут?

Дети: В домике с синей крышей.

Педагог: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Твердые и мягкие. Твердые - синим цветом, а мягкие- зеленым.

Педагог: Незнайка, ты все запомнил?

Незнайка: Да, спасибо. Ребята, посмотрите, все звуки перемешались. Давайте расселим звуки в их домики, и я вам в этом помогу.

( дети вместе с Незнайкой расставляют гласные и согласные звуки).

Незнайка: Ребята, я придумал игру, давайте поиграем. Я буду называть звуки, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами.

Педагог: Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка.

Незнайка: Помогите мне, ребята.

( Дети отгадывают загадку, определяют первый звук в слове.)

Загадки: 

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) ( слайд 5, 6)

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её...  (Лисичка)  ( слайд 7, 8)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел. (Колобок)  (слайд 9, 10)

В берлоге лапу он сосет.
Очень любит лесной мёд.
Он может громко зареветь,
А зовут его? ... ( Медведь)  (слайд 11, 12)

Педагог: Молодцы, ребята. Присаживайтесь за столы. Незнайка, ты тоже присаживайся. Знайка составил из букв слова и нарисовал к ним картинки. (воспитатель достает конверт с заданием). Предлагает нам выполнить задание "Раздели правильно". ( слайд 13). А что же мы с вами будем делить?

Дети: Слова на слоги (части).

Педагог: Что такое слог?

Дети: Когда встречаются согласный и гласный звуки.

Педагог: Правильно. Вам необходимо разделить прямоугольник (слово) под каждым предметом на столько частей, сколько слогов в его названии. Чтобы определить сколько слогов в слове, что мы будем делать?

Дети: Хлопать.  (дети выполняют задание).

Педагог: Молодцы, ребята. Незнайка, а ты справился с заданием?

Незнайка: Да. Спасибо, ребята.

(После выполнения задания проводится пальчиковая игра "Встреча друзей":

Встретились два котенка

И поздоровались: "Мяу-мяу".               (дети соединяют мизинцы)

Встретились два щенка

И поздоровались: "Гав-гав".                  (соединяют безымянные пальцы)

Встретились две лошади

И поздоровались: "И-го-го".               (дети соединяют средние пальцы)

Встретились два тигренка

И поздоровались: "Р-р-р".                     (соединяют указательные пальцы)

Встретились два быка

И поздоровались: "Му-у-у".                  (дети выставляют указательные пальцы и ми-

                                                                   зинцы, изображая быка)

Смотри, какие рога,

Забодаю, забодаю!    

Педагог: Ребята, перед вами лежат полоски. Я буду называть слова, а вы определите, длинное оно, или короткое (используя полоски красного и зеленого цвета).

Педагог: Ребята, но вот беда. У Цветика, который любит сочинять стихи, все буквы перемешались и он не может сложить их в слоги. ( слайд 14).Поможем ему? Мы знаем, что согласные буквы сами петь не умеют, но когда они встречаются с гласными, то вместе с ними поют.

( на магнитной доске буквы, складываем, читаем слоги).

Педагог: Ребята, молодцы. Со всеми заданиями вы справились и научили Незнайку.

Незнайка: Спасибо, ребята. Я узнал очень много интересного и теперь я буду грамотным, как и вы. И в школу меня точно возьмут.

Педагог: Конечно, Незнайка, возьмут, но все равно тебе еще надо поучиться. Поэтому слушай своих друзей и не ленись. Приходи к нам еще.

Незнайка: Ребята, я хочу вам подарить вот эту книгу - Азбуку, чтобы вы и дальше продолжали узнавать много интересного. ( слайд 15). До свидания.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну гномов".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну гномов" по образовательной области "Познание" (ФЭМП, Конструировние) для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности « Путешествие в волшебную страну доброты»

Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.  В пособии представлены игровые методы , направленные на нравственное  воспитание  дошкольни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ""Путешествие в цветочную страну" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе импровизации во всех видах музыкальной деятельности. К конспекту п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебную страну доброты"

Этот конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Целью является  формирования у детей нравственных качеств через организацию разны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в песочную страну"

Занятие проведено с детьми средней группы для воспитателей детского сада....