Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну букв" (дифференциация ш - щ) для детей 6-7лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Абдусаламова Галина Геннадьевна

Конспект занятия по обучению грамоте. Дифференциация звуков и букв  Ш - Щ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Совершенствовать фонематический слух, навыки звукобуквенного, слогового  анализа. Закреплять умение давать характеристику звуков.
  • Формировать умение дифференцировать звуки [С],[С’], [Ц]
  • Совершенствовать навыки слогового чтения и «печатания».
  • Закреплять зрительный образ изученных букв, учить узнавать буквы русского алфавита.
  • Совершенствовать умение отгадывать загадки.

           

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости.
  • Развивать мелкую моторику рук.

           

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
  • Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.

Оборудование:

Плакат с изображением карусели, плоскостные зверушки-элементы карусели на каждого ребёнка, слоговые таблицы, карточки с недописанными буквами на каждого ребёнка, картинки и карточки к заданию «Буквы потерялись», цветные квадраты, карточки с «зашумлёнными» словами, карточки с зашифрованными словами на каждого ребёнка, карточки  с буквами русского и английского алфавита, листочки в клеточку на каждого ребёнка, предметные картинки, простые и цветные карандаши, плакат с цветными дорожками для зрительной гимнастики, игрушка гусеница.

Ход:

I.Организационный момент

Дети вместе с логопедом входят в подготовленную группу, становятся полукругом, здороваются.

Логопед: Ребята, давайте повторим правило поведения на занятии

                                         Раз, два, три, четыре, пять –

                                         Будем мы сейчас опять:

           Смотреть, слушать, размышлять,

                                         Но друг другу не мешать.

                                         Внятно, чётко говорить,

                                         Не вертеться, не шалить.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто повторит за мной слог, заменив твёрдый согласный звук парным мягким.

Дети выполняют.

II Логопед: Ребята, тут какое-то письмо(читает)

Сегодня ночью я утащил у вас буквы С и Ц. Теперь вы не сможете читать и писать. Ха-ха-ха!!! Дед Буквоед.

Ребята, да что же это такое?! Вот зловредный Буквоед. Что же нам делать? Давайте попробуем рассказать о звуках, которые есть у этих букв. Может буквы вернутся.

1.Дети дают характеристику звуков

Буква С имеет два звука [С] и [С’]. Звук [С] – согласный твёрдый глухой

Звук [С’] – согласный мягкий глухой. Буква Ц имеет один звук.

Звук [Ц] – согласный твёрдый глухой.

Логопед: Чем отличаются звуки [С] И [Ц]?

Дети: При произношении  звука[С] воздушная струя плавная, а при произношении звука[Ц] отрывистая, толчкообразная.

Логопед: Молодцы, всё правильно сказали, но буквы наши не вернулись. Придётся нам отправиться в страну Грамоты. Там дед Буквоед спрятал наши буквы. Вы готовы отправиться в путешествие?

Ответы детей

Логопед: По дороге нас ждёт много трудностей и опасностей. Не струсите?

Ответы детей.

Логопед: В страну Грамоты не ходят поезда, не летают самолёты, не плавают корабли. Мы отправимся туда на волшебной карусели.

Дети поднимают плоскостных зверушек и выполняют движения под стихотворение:

                                          Еле-еле, еле-еле

                                          Закружились карусели.

                                          А потом, потом, потом

                                          Всё бегом, бегом, бегом.

2.Логопед: Мы с вами оказались у реки Звучащей. А как вы думаете, почему она так называется?

Дети: Там звучат разные звуки.

Логопед: А что такое звуки?

Дети: Это то что мы говорим и слышим.

Логопед: Чтобы перейти реку Звучащую вы должны ответить, на какие две большие группы делятся речевые звуки?

Дети: На гласные и согласные?

Логопед: А какие бывают согласные?

Дети: Твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие.

3. А теперь вы должны быть внимательными. Я буду произносить слоги и слова, а вы будете хлопать, если услышите звук [С], и гладить себя по голове, если услышите звук [Ц].

Са, ца, ци, ус, ис, уц, ас, ос, сы, це

Граница, сабля, куница, стена, сосна, сахарница, самовар, колесо, супница, сцена, пятница, соболь, снегирь, ножницы, салатница.

4.Логопед: ребята, посмотрите, какая злая рыба – акула живёт в реке Звучащей. Нам обязательно нужен мост.

На доске плоскостные брёвнышки с изображением русских и английских букв: W,С, Z,Т, S,М,I, О.

Выберите брёвнышки с буквами русского алфавита и составьте слово из этих букв.

Дети составляют слово мост.

5. Ребята, пока мы собирали слова, к нам в гости приползла гусеница. Она очень любит ползать по этим цветным дорожкам. Давайте последим за ней глазками.

Выполняется гимнастика для глаз.

6.А теперь садимся на карусель и поедем дальше.

Имитация движений карусели.

Логопед: Ребята, мы подъехали к городу Буквограду. Как вы думаете, почему этот город так называется?

Дети: Тут живут буквы.

Логопед: А чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Буквы мы пишем и читаем, а звуки говорим и слышим.

Логопед: Молодцы! Но только мне кажется, что в Буквограде что-то случилось. Посмотрите здесь записка.

Читает: Мы приготовили вам интересные картинки с подписями, но дед Буквоед рассыпал слова. Теперь никто ничего не поймёт. Буквы.

Ребята, я думаю, мы должны собрать слова и поместить их под картинками. Дети собирают рассыпанные на слоги слова: ста-кан, цве-ток, яй-цо, сун-дук, ка-пус-та.

7.Посмотрите, какой интересный парк в Буквограде. Здесь вместо деревьев, ягод, кустов растут разные буквы. Они очень любят играть в прятки. А нам, чтобы выиграть и получит право ехать дальше, нужно прочитать слова. Читать нужно слово, написанное выделенными буквами.

Дети читают зашумлённые слова СиОмК, ОрТмЕтЦ. Молодцы! А теперь давайте «напечатаем» эти слова на листочках и выполним звукобуквенный анализ. Буквы от нас уже не прячутся. Выставляются те же слова без «зашумления». Делается звукобуквенный анализ. Двое детей делают на доске.

9.Поехали дальше. Имитация движений карусели.

Мы подъехали к замку, где дед Буквоед прячет наши буквы. На двери висит замок. Он откроется, если мы расшифруем слова. Раздаются карточки с зашифрованными словами каждому ребёнку.

Дети расшифровывают слова, но замок не открывается.

Логопед: Наверное, надо ещё что-то сделать. Открывает на доске заготовленные предложения. Дети читают.

Замок открывается. Логопед забирает украденные буквы и возвращает их на фриз.

III. Итог занятия.

Логопед хвалит детей. Выясняет, что было легко? Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания

Страна   Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Сказочный круговорот »

Конспект непосредственно-образовательной деятельности(образовательная область познавательное развитие)  с применением технологии ТРИЗ Тема: «Сказочный круговорот »...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по стране Звуколяндии" в старшей группе (для детей с общим недоразвитием речи)

План-конспект НОД "Путешествие по стране Звуколяндии" адресован для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Работа ведется над звуком [а]....