Речевой материал по развитию интонационной стороны речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Семеняка Екатерина Владимировна

Стихотворения., пестушки, чистоговорки..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_mvterial_po_intonatsii_na_stend.docx326.23 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из отраслей общей культуры речевого общения является звуковая сторона речи, или произносительная сторона речи. Основными компонентами звуковой стороны речи являются произношение звуков и интонация. Интонация от латинского слова Intono – то есть означает «громко произношу» - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, соотносят смысловые отношение между частями фразы. Далее сообщают фразе повествование, побуждение или вопросительное значение, которые являются средством выражения эмоционально-выразительной окраски.

Именно с помощью интонационной выразительности человек выражает свои чувства - любовь к чему-то, дружба, совесть, любознательность, радость. Выражение эмоций - это выражение радости, грусти, злости или удивления, возмущения. Сам говорящий человек воздействует на слушающего человека эмоционально, интонационно выражая просьбу, приказ, вопрос, повествование, побуждение. А интонация выделяет важные части высказывания, делает речь выразительной, придает тексту различную эмоциональную выразительность. Когда к интонации добавляются невербальные средства общения, то это еще больше усиливает смысл высказывания.

У детей с общим недоразвитием речи проблема в развитии звуковой стороны речи, лексики, грамматики, связной речи, выразительности речи. В современной системе образования вытекает проблема развития культуры речевого общения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, синонимов и антонимов). С помощью фольклора, возможно, решить практически все задачи по методике развития речевой культуры и одновременно с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно использовать этот материал словесного творчества народа.

Использование малых фольклорных форм в коррекционной работе с дошкольниками.

Развивая интонационную выразительность речи, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию литературной речи и совершенствуем интонационную выразительность его речи.

Выделяются жанры фольклора:

  • колыбельные песни – это песни, с помощью которой убаюкивают дитя;
  • пестушки – это короткий стихотворный напев, который сопровождает действия ребенка;
  • потешки – это песенки-приговорки, которые соответствуют действию игры с пальцами, руками, ногами ребеночка;
  • заклички - это виды заклинательных песен языческого происхождения для заклинания богатого и хорошего урожая, для просьбы здоровья родным, для солнечной погоды или даже для дождливой;
  • скороговорки – это рифмованные (не рифмованные) фразы, построенные на сочетаниях таких звуков, которые затрудняют быстрое произношение и развивают артикуляционный аппарат;
  • считалки – это небольшие стихотворения, тип формы жеребьевки, помощью которой определяют ведущего в игре;
  • загадки – это краткие описания одного предмета через другой на основе схожих черт;
  • пословицы – это краткие изречения, которые несут какую-то мысль, вывод.
  • народные игры – это игры, которые  типичны для данного народа и признаны национальностью. Бывают речевые, музыкальные, подвижные, спортивные, хоровые, ролевые.
  • прибаутки – это короткие и веселые истории в стихотворной форме.

Речевой материал по использованию фольклора в коррекции речевых расстройств детей с общим недоразвитием речи.

Первое детское произведение, с которым знакомится каждый ребенок - это малые формы фольклора.

Малые формы  фольклора это небольшие по объему народные произведения, такие как колыбельные песни, потешки, прибаутки. Они хорошо сочетают в себе отточенную временем форму с содержанием какой-то функции (усыпить, порадовать, причесать, взбодрить, научить чему-либо). Слово «фольклор» - в переводе с английского означает – народная мудрость.

Жанрами малого фольклора являются колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, скороговорки, считалки, загадки, пословицы, народные игры, прибаутки.

В коррекционной работе используются малые фольклорные формы для проведения:

  1. артикуляционной гимнастики, постановки, дифференциации и автоматизации звуков;
  2. гимнастики по речевому дыханию;
  3. крупной и мелкой моторики;
  4. специальных упражнений по совершенствованию интонационной выразительности речи;
  5. дидактических игр по развитию грамматического строя речи, словарного запаса, связной речи;
  6. игр и заданий по развитию высших психических функций;
  7. сюжетно-ролевых игр;
  8. театрализованных представлений;                                                                        

Metodicheskaja-razrabotka-integrirovannogo-konspekta-NOD-s-jelementami-skazkoterapii-«Po-skazochnym-dorozhkam».jpg

Колыбельные песни.

«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок…»

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Много детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок молока

Да кусок пирога.

«Баю-баюшки-баю..»

Баю-баюшки-баю,
Ушел отец за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка — дрова рубить.
Брат ушел царю служить,
Он ушел молодой,
А вернется с бородой.

«Баю-баю, баю-бай,

Спи мой… засыпай…»

Баю-баю, баю-бай,

Спи мой Ванюша, засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к Ване в люленьку,

Стали люленьку качать

Стали Ваню величать.

«Котя, котенька, коток..»

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Нашего Димушку качать.

«Спи, моя радость, усни!»

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни! (отрывок)

«Баю-баю, спи, дружок…»

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

Пестушки

Умывание

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.

***

Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ножки

Ходим ножками: топ-топ,
Скачем-прыгаем: прыг-скок!
Бегаем, танцуем —
Ножки тренируем!

***

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!

Щечки

Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!

Волосики

Косики-колосики,
Отрастут волосики!
Вымоем их мылом
И причешем мило.

Голова

«Да-да-да!»:
Вверх и вниз киваем.
«Нет-нет-нет!»:
В стороны мотаем.
Чем же вертим мы с тобой?
Ну, конечно, головой!

***

Прилетел к нам ангелочек
Сел на правый наш носочек
Покачался и взлетел –
На головушку присел.

Пальчики

Большому дрова рубить (большой пальчик),
А тебе воды носить (указательный пальчик),
А тебе печку топить (безымянный пальчик),
А тебе песни петь (мизинчик).
Песни петь для плясать,
Родных братьев потешать!

***

Вот пальчик первый — он большой.
Указательный — второй.
Третий пальчик — средний.
Четвёртый — безымянный.
А пятый — мизинчик,
Он маленький, румяный.

***

— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашку ел.

***

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

Спина

Чтобы стройной спинке быть,
Про усталость чтоб забыть —
День с разминки начинай,
Ну а ночью — отдыхай!

Глазки

Прилетела к нам синичка
Села Ване на реснички
Крыльями закрыла глазки,
Чтобы снились Ване сказки.

Потешки

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!

Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

- Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
- Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.

Заклички

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Мы учились, занимались

Отдохнули, сил набрались,

А сейчас пришла пора

Поиграть нам детвора

Выходите, поспешите,

И игру скорей начните.

Раз, два, три, четыре, пять

Надо солнышку вставать.

Выбегайте детвора

Начинается игра!

Эй, веселые детишки

И девчонки, и мальчишки

Выходите в круг скорее

Мы посмотрим, кто сильнее.

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Буря — Баба Яга,

Иди с моря на луга!

Там лук, чеснок,

Киселя горшок,

Каша масляная,

Ложка крашеная.

Ты поешь, посиди,

А на море не ходи!

Скороговорки

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши — каша.

Ехал грека
Через реку
Видит грека:
В реке — рак.
Сунул грека
Руку в реку,
Рак за руку
Греку — цап!


Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.

Около кола — колокола,
И на колах — колокола.

Проворонила ворона воронёнка.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

На дворе трава,
На траве дрова.

Дед Данила
Делил дыню —
Дольку Диме,
Дольку Дине.

Чистоговорки

Звук  Л

Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.

Звук  Ж

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Звук  Р

Ра-ра-ра- Рае нравится жара.

Ру-ру-ру- в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры- Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро- быстро строится метро.

Звук  С

Са-са-са - у стены стоит коса,       
Со-со-со - сломалось колесо,       
Су-су-су - Соне сладости несу,       
Сы-сы-сы - мы испачкали носы,

Звук  Ш

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.

Уш - уш - уш - у нас живёт уж

Ыш-ыш-ыш—у Катюши камыш.

Звук  К

Ка - ка - ка -наша ноша не легка;

Ко-ко-ко - пейте молоко!

ку - ку - ку - покупаем мы муку.

Загадки

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.   (Белка)

Не зверь, не птица,

Всех боится.

Половит мух

И в воду — плюх.    (Лягушка)

Голос тонок,

Нос долог,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт.   (Комар)

Долгожданная пора!
Детвора кричит: «Ура!»
Что ж за радость это?
Наступило…(лето)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Носит обувь из резины,

А зовут её... (машина)

Строит здания строитель,

Грузовик ведёт водитель.

А кто на кухне очень нужен,

Нам готовит вкусный ужин? (повар)

С волосами я дружу

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска,

А зовут меня… (расческа)

В кухне на плите стою, Нагреваюсь и бурлю.

Щи и кашу вам сварю я.

Как зовут меня? (Кастрюля)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Верный друг, в учёбе царь и над буквами главарь, как зовут его? (Букварь)

Летит, а не птица, Воет, а не зверь (Ветер)

Пословицы

От теплого слова и лед тает.

Ленивому всегда праздник.

За много дел не берись, в одном отличись.

Кто в беде покидает, то сам в беду попадает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Поспешишь – людей насмешишь.

Дружба дружбою, а служба службою.

Глазам страшно, а руки сделают.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Глаза на мокром месте.

Умную голову почитают смолоду.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Волков бояться — в лес не ходить.

Семь раз примерь — один раз отрежь

Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.

Береги денежку про черный день.

Тише воды, ниже травы.

Упрям как сидорова коза.

Что в лоб, что по лбу.

Не смейся, горох, не лучше бобов — намокнешь и сам лопнешь.

Безмерная хвала чести вредит.

Жадность последнего ума лишает.

Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.

До свадьбы заживет.

Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.

Здоровья не купишь.

Живет не тужит, по свету кружит.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Стар пес, да верно служит.

Народные игры

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все

краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то

краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Горелки

 

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели

взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

 

Пятнашки

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание,

отдает

фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них

интересные

задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра

повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом

встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

 

- Гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Вы, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Где, гуси, бывали?

- Га-га-га, га-га-га!

- Кого, гуси, видали?

- Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет

в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

 

 Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

Далее следует перекличка хоровода и гусей:

 

 - А, гуси, вы гуси!

- Га-га га, га га га!

- Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра

заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусят идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только

тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

Мячик кверху

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать

от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

(Колыбельная песня)

«Баю-баюшки-баю..»

Баю-баюшки-баю,
Ушел отец за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка — дрова рубить.
Брат ушел царю служить,
Он ушел молодой,
А вернется с бородой.

(Пословицы)

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Безмерная хвала чести вредит.

Не смейся, горох, не лучше бобов — намокнешь и сам лопнешь.

(Пестушки)

— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашку ел.

(Потешки)

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

(Скороговорки)

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.

(Чистоговорки)

Звук  Л

Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.

(Народные игры)

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все

краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

- Кто там?- Покупатель. - Зачем пришел?

- За краской. - За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то

краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

(Загадки)

Строит здания строитель,

Грузовик ведёт водитель.

А кто на кухне очень нужен,

Нам готовит вкусный ужин? (повар)

Список источников.

  1. Детская литература – Детская литература // под редакцией Зубаревой Е.Е. – Москва, 2004.
  2. Жукова – Жукова Р. А. Развитие речи. Вторая младшая группа: разработки занятий. Часть 1. – Волгоград, 2006.
  3.  Знакомство... – Знакомство детей с русским народным творчеством 2-е издание // под редакцией Куприной Л. С., Будариной Т. А., Маркеевой О.А., Корепановой О. Н. и др. – Санкт-Петербург, 1999.
  4. Зуева, Кирдан – Зуева Т.В., Б.П.Кирдан. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений. – Москва, 1998.
  5. Козак – Козак О. Н. Чем бы дитя не тешилось: считалки, дразнилки, мирилки. – Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, 2004.
  6. Колесникова – Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – Москва, 2001
  7. Максаков – Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2-е издание. – Москва, 2005.
  8. Новиковская 2008 – Новиковская О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. – Санкт-Петербург, 2008.
  9. Парамонова – Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. – СанктПетербург, 2004.
  10. Программа...-Программаф развития и обучения дошкольника.Скороговорки, считалки, приметы, дразнилки // под редакцией Семеренко И. – Санкт-Петербург, 2001.
  11. Поэзия детства – Поэзия детства: Русское народное творчество для детей.Под редакцией Жекулиной В.И. – Санкт-Петербург, 2004.
  12. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников. – Москва, 2006
  13. Серова – Серова Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка.Москва, 2008.
  14. Смирнова– Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов. – Санкт-Петербург, 2005.
  15. Сухин – Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2005.
  16. Вербицкая – Вербицкая Т.Л. Методическая разработка по теме:Физминутки на все случаи. – Москва, 2013.
  17. Гуси-Лебеди – Гуси-Лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин // под редакцией Калугина В. И. – Москва, 1990.
  18. Князева, Маханева– Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е издание. – Санкт-Петербург, 1998.
  19. Куприна и др. – Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. и др.Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Санкт-Петербург, 1999.
  20. Ладушки-ладушки – Ладушки-ладушки. Стихи, песенки, потешки для малышей // под редакцией Данковой Р. Е. – Москва, 2011.
  21. Новиковская 2010 – Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка: игры и упражнения для развития речи и дикции. – Москва, 2010.
  22. Радуга-дуга – Радуга-дуга. Календарные песни, заклички, игры // под редакцией Жуковой Л. – Москва, 2010.
  23. Соболева – Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – Москва, 2000.
  24. Солнышко-колоколнышко – Солнышко-колоколнышко. Потешки, песенки, стихи // под редакцией Жуковой Л. – Москва, 2009
  25. Считалки,потешки... – Считалки, потешки, загадки, заклички // под редакцией Мироновой Н. Н. – Москва, 2006.
  26. Шипицына и др. – Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А.1000 игр... – 1000 игр, скороговорок, загадок для развития речи малышей.Составитель Клименко Н.Т. – Москва, Санкт-Петербург, 2008.

slide-20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной стороны речи

Из практики мы  знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух  различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможно...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

    Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...

Буклет "Игры и упражнения для развития интонационной стороны речи"

Буклет содержит игры и упражнения для развития сторон интонационной стороны речи дошкольников: темпа, ритма, мелодики, тембра, ударения....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.

Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....

Развитие интонационной стороны речи с помощью малых фольклорных форм.

Важнейшим и значимым источником развития выразительной детской речи являются жанры художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Ознакомление дошкольн...