Занятие. Развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи

Рахимьянова Эльвира Анисовна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Цель:

    Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.

Задачи

Образовательные:

-упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей;

-упражнять в произношении: ча, ща, чу, щу.

Развивающие :

 -развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Словарная работа: чаща

Методы и приемы:

Наглядный:  игрушка язычок, игрушки: заяц, белка, коза

Словесный: пальчиковая игра, физминутка, зарядка язычка, сказка язычка

Практический: ИКТ, дидактическая игра с карточками « Волшебные звуки», игра « Эхо».

Материалы:предметные картинки на звуки «ч»«щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети,  посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть как мы умеем играть и мы чему научились.

Основная часть:

Сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.

Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).

Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)

И у моего язычка домик есть (показываю).

Язычок умеет петь песенки, сегодня познакомит с новой песней: «Щ-щ-щ» Давайте вместе споем песню.» «Щ-щ-щ» как будто чистим одежду щёткой (кончик языка держите за верхними зубами- рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ). Хорошо, а теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споёт песенку паравоза«Ч-ччч».( Спрашиваю сначала все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5детей по одному)

И даже специальную зарядку для язычка делал , чтобы петь песни правильно. Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. (ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СЖАТЫ И ВИДНЫ)

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ)

Подражаю я слону губы хоботом тяну. (ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ)

Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. (ГУБЫ ОБЛИЗАТЬ) Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.

Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять

–гулял ЯЗЫЧОК и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Чаща –это густой, труднопроходимый лес.

В таком густом лесу даже солнышка не видно.

Повторяйте со мной «ча-ща».(все вместе, 3-4 детей по одному).

Ребята, а давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик.

Хотите помочь язычку? (да.) -Хотите отправиться в путешествие?

Ребята скажите а какое сейчас время года (весна).

Но снег ещё весь не растаял в городе, и в лесу снег лежит долго и тает очень медленно.

Подходите ко мне и закройте глаза. Сейчас  я произнесу волшебные слова и мы окажемся в лесу.

Воспитатель включает музыку, дети кружатся на месте.

Воспитатель:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

Раз, два, три покружитесь

И в лесу окажитесь!

Воспитатель:- Вот мы с вами и оказались в лесу.

- Посмотрите, как здесь тихо и спокойно. В лесу свежий воздух . Вдохните. Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.

 1. Ой, ребята, смотрите чьи-то следы. (видим следы зайца).

Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут. Вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.

Координация речи с движением (ходьба с высоким подниманием коленей)

По заснеженной дорожке

Зашагали наши ножки.

Раз шажок, два шажок

Веселей иди, дружок

Ты в сугроб не упади

Ждёт нас что-то впереди!

Кто нас ждёт? Как вы думаете, кто оставил следы? (Зайчик) (игрушка зайца).

Ребята, а вот зайчик хочет, чтобы вы с ним поиграли в игру «эхо».

 Послушайте внимательно и повторите:

Ащ-ащ–ащ – ач-ач-ач

Ча-ча-ча –ща-ща-ща

Ещ-ещ-ещ-еч-еч-еч.

(Все вместе повторяют). Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные.

Воспитатель: Ребята, а что зайка любит кушать? (морковь)

Воспитатель:- Правильно. У меня для зайки припасена морковка. А я знаю стихотворение про морковь и поиграем с ней и угостим зайчика

Дети берут в руки морковь, проговаривают слова и выполняют движения руками.

Я – полезный, вкусный овощ (перекладывают из руки в руку)

Сочная и гладкая (перекатывают между ладонями)

Любят зайчики меня (гладят сверху вниз ладонями)

Я морковка сладкая! (протягивают ладони вперёд)

Кладём морковь в корзинку и угощаем зайчика.

Прощаемся с зайчиком.

2. - Давайте отправимся дальше, может быть, ещё кого – нибудь встретим.

Идут дальше. (на дорожке скорлупа от орехов)

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это такое?

Дети: - Скорлупа от орехов

Воспитатель:- Как вы думаете, кто это всё оставил?

Дети: - Белочка.

- А белочка тоже любит играть и хочет с вами поиграть в игру «волшебные звуки».

Д/игра с картинками: “Волшебные звуки» (Черепаха, щетка, щука, чай, чашка, щенок.)

назовите изображения на карточке, определите в каких картинках прячется звук «ч»«щ».

- Сложите сначала картинки со звуком «ч» в одну корзинку, а со звуком «щ» в другую корзинку. (по 1 карточке на каждого ребенка).

Уточнить у детей кто какую картинку взял с каким звуком и в какую корзинку положил – по одному кладём в корзинку.

Воспитатель: - Молодцы! Ой, дети, что – то я замёрзла (изображаю дрожь). Давайте с вами поиграем, чтобы согреться.

Воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок.

Зверька узнаём мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки,

Все припасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

По окончанию стихотворения дети разбегаются и собирают грибы и шишки в разные корзинки.

Воспитатель: - Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.

4. Пальчиковая гимнастика.

На полянке дом стоит,

На дверях замок висит.

За дверями стоит стол-

Возле дома частокол.

Тук- тук-тук-дверь открой:

«Заходите, я не злой!».

На полянке появляется волшебный домик.

-: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?

Нет.

-Это домик одной доброй козочки.

Козочка: здравствуй козочка.

- Здравствуйте ребята проходите в гости. Я очень люблю когда ко мне приходят гости. И очень люблю играть. Поиграете со мной?

В игру «Узнай и покажи». Если услышите в слове звук «щ» нужно хлопать в ладоши. Будьте внимательнее.

Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Какой звук встречается в этой потешке? (щ). спрашиваю и уточняю у 4 – 5 детей.

На полянке где живет козочка стоит еще домик. Давайте зайдем и проверим, не в этом ли домике живет наш язычок?

5. Работа за столами.

- Ребята посмотрите, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка карандашом.

Какой домик вы выбрали? (ответы детей).

Для чего нам нужен язык? (чтобы разговаривать, петь песни, стихи рассказывать).

Какие ещё помощники языка живут в этом домике? (зубы, губы, щеки).

Язычок вам говорит спасибо, что - вы помогли язычку найти свой домик.

Сегодня наше путешествие в лес закончилось. Сейчас мы вернемся в детский сад.

Воспитатель произносит слова

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, кружится

Раз, два, три покружитесь

И в садике окажитесь!

 (звучит волшебная музыка)

Воспитатель:- Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие в лес? (ответы детей)

Заключительная часть:

С какой песней познакомил язычок?( Щ-Щ-Щ)

 Дети, кому мы помогали  искать домик ? ( язычку)

Кого мы с вами встретили в лесу? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие. «Путешествия по сказкам К.И.Чуковского».

Конспект интегрированного занятие  развитие речи, мир музыки и физическое развитие.«Путешествия по сказкам К.И.Чуковского»....

Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие. «Путешествия по сказкам К.И.Чуковского».

Конспект интегрированного занятие  развитие речи, мир музыки и физическое развитие.«Путешествия по сказкам К.И.Чуковского»....

Конспект открытого занятия «Пути повышения познавательной активности на занятиях развитиях речи»

Одни из путей повышения познавательной активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей является дидактическая игра, которая способствует созданию положительного эмоционального настроя выз...

Конспект занятия - Развитие речи: Занятие №1

Отрабатывать простое распространенное предложение, учить составлять описательный рассказ по предмету....

Конспект занятия «Развитие речи». Тема «Звуковая культура речи: звук ф»

Конспект занятия во второй младшей группе "Речевое развитие". Тема «Звуковая культура речи: звук ф»...