ДЕТСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (средняя группа)

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гринева Елена Анатольевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №112

Выборгского района Санкт-Петербург

+7-906-263-93-03

Elena_koguhina@mail.ru

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника.

В психолого-педагогической литературе давно повелось при характеристике детей пятого года жизни называть возраст «почемучками», поскольку на этой стадии развития они начинают проявлять повышенную познавательную активность. Современные дети, по мнению Р.С. Бунеева, чаще задают другой вопрос – зачем, ибо им важны «не столько причинно-следственные связи, сколько смысл происходящего; поэтому их называют детьми смысла». Именно в этом возрасте начинается активное использование неологизмов, что объясняется «стремлением передать в слове сложный образ действительности».

Эту потрясающую особенность детской речи в свое время очень точно подметил литературовед, переводчик и журналист К.И. Чуковский. В его книге «От двух до пяти», которую буквально разобрали на цитаты, есть много интересных наблюдений, связанных со словотворчеством детей пятого года жизни. Прислушиваясь к речи взрослых и усваивая словообразовательные модели, маленькие «лингвисты» описывают свое видение окружающего мира. Львиную долю неологизмов составляют существительные, образованные способом сложения. Например, если соединить слово «петля» и «цеплять», то получится «цепля», буквально означающее «то, чем цепляешь за крючок».

По другой словообразовательной модели создан неологизм «тормозило», то есть приспособление, отвечающее за экстренное торможение в поезде. За основу взяты существительные среднего рода единственного числа: шило, мыло, молотило, рало. В речи детей пятого года жизни встречается много глаголов. Так, если собака ощенилась, кошка окотилась, корова отелилась, то логично, что «наседка оцыплятилась». Знание о словах, образованных по модели «заботливый», «кропотливый», «шаловливый», позволило ребенку создать неологизм-прилагательное «наоборотливый». Оно используется в том случае, когда поступают наперекор пожеланию или просьбе.

Наречия также не остались без внимания детей. Девочка четырех с половиной лет, наблюдавшая утят, которые идут друг за другом, сделала вывод: «утки утьком идут», что достаточно логично, если учитывать, что есть слово «гуськом». На пятом году жизни дошкольники начинают интересоваться измеримыми величинами, например, количеством. Поскольку количество неразрывно связано со счетом, то дети 4-х – 5-и лет пытаются строить предложения по той же модели, что содержится в услышанном высказывании.

Об этом сказано в монографии российского лингвиста Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Например, если сказать ребенку, что путешественники шли вчетвером, то он может уточнить: «всколькером?». Получается, что детское сознание интерпретирует наречие «вчетвером» как флексию, характерную для существительного в творительном падеже, будто используются словосочетания следующего типа: шли с другом, увидеть за домом.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в процессе усвоения речевых норм дети не только интериоризируют готовые формы, но и критически переосмысливают действительность. В результате появляются речевые инновации. Понятно, что они не могут получить распространение, как неологизмы, но детское словотворчество интересно само по себе, на что указывает российский лингвист С.Н. Цейтлин в книге «Язык и ребенок». В главе «Виды инноваций» она пишет: «Детские речевые инновации могут быть сопоставлены с другими видами слово- и формотворчества: окказионализмами художественной речи, ненормативными словами и формами разговорной речи взрослых, неправильностями в речи».

Вот такими «неправильностями» являются ошибки в образовании форм глагола. В частности, ребенку хорошо известны слова «играет», «знает», «понимает», по той же самой модели образуется глагол «воевает». Ближе к пяти годам подобные ошибки в детской речи становятся редкими, в то время как сами ребята постепенно переходят на иной уровень развития. Они вскоре начнут более критично относиться к отклонениям от речевой нормы, замечая неточности словоупотребления и произношения.

Пока же дошкольники подстраивают слова под свое мировосприятие. Интересные выводы о речевом развитии детей пятого года жизни сделала О.П. Пилипенко, чья работа называется «Специфические особенности конструирования новых слов современными дошкольниками в процессе речевого творчества в условиях дошкольных образовательных организаций». В 4 – 5 лет, пишет исследователь, возрастает интерес к миру профессий, в том числе и благодаря слушанию произведений художественной литературы.

Делая первые попытки в пересказе литературных текстов, дети средней группы употребляют свои названия, служащие для обозначения людей по виду деятельности. Например, «писальщик» (имеется в виду писатель), «скрипщик» (скрипач), «кранник» (крановщик), «бубнист» (музыкант, играющий на бубне), «молольник» (мельник), «изобретун» (изобретатель), «продавальник» (продавец), гармошник» (гармонист). Во всех словах использован суффиксальный способ.

Используя свои неологизмы, дети могут обозначать: 1) качества человека: «выручатель» (человек, выручающий из беды); 2) интенсивность природных явлений: «капельник» (сильный дождь); 3) орудия труда: «копайка» (лопата); 4) постельные принадлежности: «укрывало» (одеяло). По наблюдению О.П. Пилипенко, «дошкольники конструируют новые слова, заменяя ими какое-либо словосочетание в спонтанной речи».

С выводами, сделанными О.П. Пилипенко, не вполне согласна А.А. Суслова, считающая, что словотворчество бывает не только спонтанным актом, но и специально подготовленным. Об этом она пишет в публикации «Методологические основы исследования детской субкультуры и психологической лексики в дошкольном возрасте». В отличие от младших дошкольников, которые пока не способны использовать слово как инструмент, дети 4-х – 5-ти лет понимают его силу.

Исследуя характер игрового взаимодействия в разных группах, А.А. Суслова заметила: «в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает активно вводить в свой репертуар обзывалки, отговорки, песенки посредством общения со сверстниками и воспитателями». Сюда относятся: плакса-вакса, жадина-говядина и проч. Для детей 4-х – 5-ти лет рифмованные слова представляют повышенный интерес, поскольку с их помощью можно управлять поведением сверстника: они «направлены на изживание негативных проявлений характера».

Н.С. Старжинская полагает, что детям пятого года жизни словотворчество помогает осваивать предметно-вещный мир в его языковом выражении и одновременно демонстрировать отношение к звучащему слову. Такие выводы сделаны в исследовании «К вопросу о становлении и функционировании словотворчества в речи дошкольников», в котором сказано: «в среднем дошкольном возрасте на первый план выступает ориентировочная и экспрессивная функция. Ребенок начинает обыгрывать слова, создавая по несколько вариантов».

Обобщая сказанное, сделаем вывод о том, что средний дошкольный возраст – это качественно иной этап развития ребенка. Возрастающая самостоятельность позволяет устанавливать больше социальных связей, что обеспечивается достаточным уровнем речевого развития. Теперь сверстники интересуют друг друга как партнеры по совместным играм, затеям. Осваивая окружающее пространство, дети пятого года жизни нередко пытаются дать предметам свои названия, тем самым проявляя словотворчество. С его помощью дошкольники выражают отношение к действительности, для чего используют известные словообразовательные модели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детский сад 2100: Основная образовательная программа дошкольного образования / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с.
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – изд. 7-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
  3. Кусова Л.М. Слово в детской речи как объект рефлексии ребенка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. №8. – с. 69-77.
  4. Пилипенко О.П. Специфические особенности конструирования новых слов современными дошкольниками в процессе речевого творчества в условиях дошкольных образовательных организаций // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2017. №1. – с. 65-69.
  5. Старжинская Н.С. К вопросу о становлении и функционировании словотворчества в речи дошкольников // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы: матер. межд. науч.-практ. конф. – М., 2016. – с. 202-207.
  6. Суслова А.А. Методологические основы исследования детской субкультуры и психологической лексики в дошкольном возрасте // Вестник Могилевского государственного университета. – 2012. № 1(39). – с. 29-37.
  7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособ. – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  8. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Азбука, 2015. – 202 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Речь и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

По данным А. А. Люблинской , особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение ...

Речь и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

По данным А. А. Люблинской , особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение ...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

Презентация к родительскому собранию в средней группе: "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способ...