Консультация для родителей "Речевое и психическое развитие детей 2-3 лет"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Якунина Галина Викторовна

Консультация для родителей "Речевое и психическое развитие детей 2-3 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей о

речевом и психическом развитии детей 2-3-х лет

    Дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

         Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Многие взрослые не ждут ответа от ребенка, а произносят возможный вариант ответа сами.

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого - правильно назвать признаки и действия предмета, коротко и четко. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (авто дидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, геометрическими формами.

Малыш в возрасте 2-3-лет способен различать:

  1. 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  2. 6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
  3. вес предмета (тяжелый, легкий) и т.п

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Поэтому следует говорить коротко и понятно (например: мы идем мыть руки; садись за стол кушать; пойдем встречать папу; пойдем одеваться гулять…). Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе» или то, что ему больше понравилось в данное время.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-то 2-3 года. Примерно к 1 году ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Именно поэтому ранний возраст — важнейший стартовый период жизни человека.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. Ребенку необходимо больше играть с разнообразными предметами, из разных материалов, разных форм, цветов и размеров.

На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой-маленький; твердый-мягкий; легкий-тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем-логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3ем году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно — в процессе роста ребенка и его развития — эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.

Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов — активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный. Поэтому необходимо общение начинать с первого месяца жизни, петь и говорить с ребенком как можно чаще.

Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь).

Интеллектуальная компетентность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов-заместителей (например, вместо «мыла» — кубик; вместо «градусника» — высохший фломастер и т. п.), книг и картинок (замещающих реальный предмет) и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение — целое и часть его), опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Он активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются.

Последнее говорит о возросшей языковой компетенции ребенка, при этом, даже если он не владеет полностью активной речью, он пользуется невербальными (неречевыми) способами общения (взгляды, мимика, выразительные жесты и движения). Как правило, к 3 годам в речи ребенка уже представлены основные грамматические категории.

Итак, на третьем году жизни ребенка продолжается благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?

Прежде 'всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним или один начнет бросать кубики и смеяться, то обязательно найдутся те, кто так же весело будут кидать. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (мокрые штанишки, тесная кофта, сползающие брючки, голод или желание пить…)

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и искренность. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

В конце консультации, родителям можете предложить несколько игр, занятий с детьми необходимого возраста, показать интересные книги и картинки, игрушки- развивашки (соответствующие возрасту группы детей), а также показать то, до чего их детки еще не доросли, и следует отложить их на какой-то другой период детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей 6-7 лет"

Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе....

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...