Космос
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Витальевна Петракова

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект НОД по обучению грамоте
                                  в старшей группе

                             «Путешествие в космос»
Программное содержание:
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов,
учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на
вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений по
картинке, развивать навык чтения, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность,
доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая ракета; изображения космических
объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами
А, З, Б, У,
К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слова; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные фишки для звукового анализа с

Л                                                          Ход НОД

Дети, мы с вами в течение года честно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы, и надеюсь что вы готовы пойти в школу и учиться на “4” и “5”. Это так?
Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и
силы, закроем глаза, и повторим все вместе.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Что учили на занятиях.
Беседа о времени года.
 Ребята, какое время года наступило?( наступила весна)
 Весна какая?( солнечная,теплая,ясная,красивая,веселая,нарядная,долгожданная и т Какие весенние месяцы вы знаете?( март,апрель,май)
Какой сейчас месяц?( апрель)
Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?( день Космонавтики)
 

 Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в
космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи.
Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её?
Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных
заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды,
и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы
узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
( Ракета.)
 Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Давайте подойдем к ракете. Что такое? Дверь закрыта! Чтобы она открылась, и
вы оказались внутри, вы должны выполнить следующее задание.
Составление предложения (сюжетные картинки).
Возьмите картинки на столе и вернитесь в круг. Даю 1 минуту на составление
предложения.
– Из чего состоят предложения? Сколько слов в предложении….

 1. Наступила весна.

2. Саша рисует красивый кленовый лист.

3. Посадил дед репку.
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
 Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от
слов, отвечающих на вопрос
что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло –
стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль –
солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
 Молодцы, все справились с заданием, За это задание грамотейцы
прислали нам первую звезду (
А). Все заняли свои места? Приготовиться к старту! Что
такое? Наша ракета не может взлететь, нам нужно 3 раза повторить слова «В добрый
путь!!!
Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы
будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)
Деление слов на слоги.
 На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете
живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали
всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой.
У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
( Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога)

(Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух
слогов.)
( Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова
состоят из трёх слогов.)
Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы
прислали нам вторую звезду (
З).
 А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
( Дыра.)
Звуковой анализ слов.
 Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические фишки.
(Анализ слова
дыра)
 Сколько слогов в слове дыра?( два)
 
 На какой слог падает ударение?( на второй)
 Назовите первую букву в этом слове.( Д )

Какой звук обозначает эта буква?
.
Дайте характеристику звуку [
д].( согл, тверд,звонк )

Назовите вторую букву в слове дыра(ы)..
 Какой звук обозначает эта буква?
 Охарактеризуйте этот звук.( гл,безуд)

 Какая третья буква в слове дыра?( Р)

.
 Какой звук обозначает эта буква?
Буква
р обозначает звук [р].( согл,тв,зв)
 Дайте характеристику этому звуку.

 Какая последняя буква в слове?( а)
  Какой звук обозначает эта буква?

Дайте характеристику звуку
].( гл, уд)

 Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью
звезду (
Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного
отдохнуть.

Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

 На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
( Комета)
игра «Угадай недостающий звук»
 На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты
стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова:
телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
В слове
телескоп пропущена буква л, в слове солнце – буква ц, в слове
созвездие – буква з, в слове Гагарин – буква р, в слове астроном – буква н.
 Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
Это фамилия.
Гимнастика для глаз
 Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам
 Подберите родственные слова к слову звезда.
(Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.).
 Как понимаете слово звездопад?( когда падают звезды)

 Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К)
Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко)

. Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко)

. . Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол)

. . Скажу я слово потерял,
А ты ответишь … (нашел)

Теперь начало я скажу

 ну отвечай( конец)

 Молоды, за то задание нам дали букву ( А).

 Вот мы и долетели до планеты  Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь мы можем узнать ,какую книгу они похитили( Азбука).

 А теперь нам пора возвращаться домой.

 Волшебные слова:

Из полета возвратились

и на Землю приземлились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...