НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дондокова Дарима Бимбаевна

звуковая культура речи, звук Р, Рь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_26.04.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи. Звуковая культура речи звук Р, Рь

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках,  в словах и предложениях.

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);

- развивать фонематический слух;

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;

Оборудование:  конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк), красивая коробканаборы карточек с предметными картинками.

Ход занятия

I. Организационный момент.  Стихотворение «Напоминалочка»

Воспитатель:

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт.  Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...

Д.: Чебурашка.

В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути,  Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

                          Показать  детям  карту.

II. Артикуляционная  гимнастика.

Проснулся язычок, вокруг  темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….

III.  Знакомство со звуком.

В.: Все молодцы! Пора в дорогу.

В:  Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

IV. Развитие фонематического слуха

В.: Слов со звуком  «Р» много.

Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.

               Красный глаз его горит –

               Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)

- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а)  Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание, я буду  читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

Дети называют слова со звуком «р».

в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова:  Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит,  можно двигаться дальше.

                       Знак «Подарок»

В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

Д.: Подарок.

В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для  Чебурашки.

Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.

*Наборы картинок:

ракета                ромашка                  машина                      барабан

роза                    книга                        карандаши                  пирожное

самокат            ручка                        мороженое                 фотоаппарат

робот                гитара                     шары                             пирамидка

V. Физминутка «Бабочка».

В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,                                                                                     Улыбнулась, потянулась.                                                                                                             Раз – росой она умылась,                                                                                                     Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

VI.  Автоматизация звука Р в слогах и словах.

В.: Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

 Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется  Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

 В.: Ребята, вы  знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.

Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

                                 У слона огромный робот.

                                  На заводе сделан хобот.

Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старуха Шапокляк  решила сама  освободить дорогу. Двигаемся вперед.

Воспитатель машинкой  на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её  вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется  Чебурашка.

В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!

В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке  с каким звуком вы сегодня знакомились.

Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».

Рыбки плавали, ныряли

В прятки весело играли.

                           Роет землю серый крот

                           Разоряет огород.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор.

VIII.  Итог занятия

  • Какой звук сегодня мы закрепляли?
  • С кем и чем мы встречались на пути?
  • Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...