Формирование вербального интеллекта дошкольников посредством игровой деятельности.
статья

Современного ребенка окружает богатая информационная среда, поэтому задача взрослых – научить дошкольника из разных источников добывать для себя полезную информацию, обрабатывать ее и анализировать, применять знания на практике. Необходимо расширять кругозор ребенка, поощрять его любознательность, давать «пищу» для размышления. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт) Дошкольный возраст – это период активного развития личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит психологическое и интеллектуальное формирование. Фундамент интеллекта, который закладывается в первые годы жизни, будет существенно влиять на умственные способности ребенка на протяжении всей его жизни. У дошкольника развивается память, внимание, восприятие, происходит переход от наглядно-действенного к логическому мышлению. Но интеллект следует рассматривать не только как умение мыслить, но и делать выводы, умозаключения. Одной из главных задач ФГОС ДО является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (1. п. 1.4.7.). Благополучная адаптация к новой обстановке, усвояемость материала, успешная подготовка к школе – всё это является основой основ интеллектуального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Формирование вербального интеллекта дошкольников

посредством игровой деятельности.

Подготовила:

воспитатель И.А. Лесик,

первая категория.

Жиздра, 2021 г.

Современного ребенка окружает богатая информационная среда, поэтому задача взрослых – научить дошкольника из разных источников добывать для себя полезную информацию, обрабатывать ее и анализировать, применять знания на практике. Необходимо расширять кругозор ребенка, поощрять его любознательность, давать «пищу» для размышления. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт)

Дошкольный возраст – это период активного развития личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит психологическое и интеллектуальное формирование. Фундамент интеллекта, который закладывается в первые годы жизни, будет существенно влиять на умственные способности ребенка на протяжении всей его жизни. У дошкольника развивается память, внимание, восприятие, происходит переход от наглядно-действенного к логическому мышлению. Но интеллект следует рассматривать не только как умение мыслить, но и делать выводы, умозаключения.

Одной из главных задач ФГОС ДО является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (1. п. 1.4.7.).

Благополучная адаптация к новой обстановке, усвояемость материала, успешная подготовка к школе – всё это является основой основ интеллектуального развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов.

Существует несколько факторов, от которых зависит, как будет протекать развитие вербального интеллекта: наследственность, среда, темперамент и характер. Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно отметить, что у многих познавательная активность на низком уровне, дети мало чем интересуются, не всегда проявляют интерес к новому, материал трудно усваивается и запоминается.

Первое условие формирования и развития вербального интеллекта – выстраивание благоприятного коммуникативного пространства, т.е. создание комфортной среды общения. Взрослый формирует и выстраивает взаимоотношения между сверстниками, педагогам и ребенком, между ребенком и коллективом, исключая стрессогенные факторы.

Второе условие в воспитательно-образовательном процессе – это организация предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Созданная воспитателем предметная среда должна способствовать творческому самовыражению каждого ребенка, давая ему возможность действовать самостоятельно.

Необходимо оборудовать в каждой возрастной группе детского сада мини-лаборатории, дидактические уголки, предназначенные для развития и обучения детей по различным направлениям.

Необходимо организовать развивающую среду, где педагог должен уделять особое внимание содержанию образовательной деятельности, так как она должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей. Наиболее результативным во время образовательной деятельности является привлечение детей к совместному решению проблемных задач, подведение к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситуаций [4].

Третье педагогическое условие: совокупность форм, методов и средств, направленная на развитие вербального интеллекта у детей и обеспечивающее успешное решение задач образовательного процесса.

Одно из главных средств развития вербального интеллекта – это игра. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся анализу и синтезу, умению обобщать, делать умозаключения, учатся культуре общения друг с другом, развивая логическое мышление.

Н.К. Крупская отмечала, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя [2].

Д.Б. Эльконин выделял четыре важные функции игры:

- средство развития мотивационно-потребностной сферы,

- средство развития умственных действий,

- средство познания,

- средство развития произвольного поведения [5].

В работе по развитию вербального интеллекта воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры.

Для развития вербального интеллекта нами использованы следующие приемы:

  • Развивающие игры В.В. Воскобовича: «Чудо-крестики», «Чудо-соты»,

 «Шнур-затейник», «Геоконт» и другие.

  • Блоки Дьенеша.
  • Палочки Кюизенера.
  • Головоломка «Танграмм», «Колумбово яйцо».

.Виммельбухи.

Четвертое педагогическое условие – взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на развитие вербального интеллекта. Семья – первая школа вербально-интеллектуального развития ребенка, где должна присутствовать благоприятная атмосфера. Поэтому родителям необходимо рекомендовать организовывать познавательный досуг ребенка: посещать музеи, выставки, театры, расширяя тем самым кругозор ребенка.

Система педагогического сопровождения семьи включает в себя:

- индивидуальное консультирование по вопросам организации семейного воспитания, создания комфортной среды дома;

- информирование родителей о развитии ребенка, имеющихся трудностях и перспективах.

Дети дошкольного возраста могут быть достаточно подготовлены к решению задач в вербально-интеллектуальной сфере, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа детского сада в сотрудничестве с семьей.

Литература

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт.

2.        Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Наука, 1986. – 86 с.

3.        Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.

4.        Чепцова Н.А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании: дис. …канд. псих. наук. – Ярославль, 2006.

– 120 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

6. Томас Армстронг (Thomas Armstrong) Ты можешь больше, чем ты думаешь (источник: https://www.psychol-ok.ru/lib/armstrong_t/tmb/tmb_02.html )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Семинар - практикум "Формирование успешной социализации в игровой деятельности воспитанников"

        Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка.....

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...