Проект «Игра-драматизация в развитии личности и речи младших дошкольников при проведении сказкотерапии»
проект по развитию речи (младшая группа)

Кантеева Вера Петровна

  Развитие личности и речи младших дошкольников актуально на протяжении всего дошкольного возраста. Приобщение к миру сказки, её воспроизведению в речи или пантомиме будет способствовать раскрепощению ребенка в коллективе и в конечном итоге, развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Данный проект поможет педагогам и родителям в работе с детьми совершенствовать  самостоятельность и творческую активность в конструктивной деятельности. Поможет свободно общаться со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Проект

«Игра-драматизация в развитии личности и речи младших дошкольников при проведении сказкотерапии»

   

                                               Подготовила:

                                                                    воспитатель первой

 квалификационной

категории

                                                 Кантеева В.П.

Саранск 2020 -2021 г.

Проект: «Игра-драматизация в развитии личности и речи младших дошкольников при проведении сказкотерапии»

Актуальность: 

Соответствие современным тенденциям развития общества

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.

В последнее время с развитием современных компьютерных технологий нерешенными остаются проблемы взаимовлияния у детей дошкольного возраста. В живом общении они замкнуты, несамостоятельны.

Игры и занятия,  основанные на методе сказкотерапии, позволяют развивать дошкольников в многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности.

Происходит становление ребенка как языковой личности.

Родители, педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы  ребенок дошкольного возраста  с удовольствием и живым интересом познавал и проявлял себя в окружающем

пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Союзниками, единомышленниками  в данном направлении  должны стать родители воспитанников. И сами взрослые, в первую очередь, быть для детей примером.

Решать эти задачи непросто, но необходимо.

Соответствие современным подходам, принципам, идеям в области дошкольного образования

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается

связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Совершенствование образовательной системы и её переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей.  

 Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.В связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ)в настоящее время происходит обновление воспитательно – образовательного процесса.

Происходящие на современном этапе развития общества инновационные процессы в значительной степени оказывают влияние на отечественную образовательную систему и ее начальную ступень — дошкольное образование. Его совершенствование и переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей, в том числе задач патриотического  воспитания.

Востребованность на уровне ДОУ, города, республики

  1. 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий

Одним из  приоритетных направлений в ДОУ стала работа в сфере ознакомления  и осваивания с дошкольниками новых технологий. Будь то знакомство  с программами в компьютерном классе (старшие дошкольники),  или проведение игр-экспериментов в экологическом воспитании дошкольников,  или работа  и многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личностис помощью сказкотерапии .

Любая сторона воспитания в дошкольном учреждении невозможна без  участия родителей. Молодым родителям сейчас нужна помощь в  выборе ими ориентиров для воспитания своих детей.  Приобщение к миру сказки, её воспроизведению в речи или пантомиме будет способствовать раскрепощению ребенка в коллективе и в конечном итоге развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Репрезентативность  (возможность использования в широкой практике)

Педагогам и родителям необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста, не забывая о том, что мир дошкольник познает через игру

Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей     воспитанников и в этом нам поможет проект «Игра-драматизация в развитии личности и речи младших дошкольников при проведении сказкотерапии»

Содержание проекта:

1. Актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Предполагаемые результаты

Тип проекта: ролево-игровой, творческий.

Цель проекта: Использование метода сказкотерапии  (игра-драматизация)  в развитии личности и речи младших дошкольников.

Задачи проекта:

- осуществлять ознакомление дошкольников с текстом  авторских сказок;

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- способствовать желанию дошкольников к участию в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера сказочных героев; побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (горе, просьба, утешение, радость);

-учить самостоятельно воспроизводить игровые действия, соответствующие тексту произведения;

-создавать игровые ситуаций для решения возникших проблем с героями сказок;

-создать условия для участия в совместных со сверстниками играх-имитациях, поддерживать проявление воображения и творчества у младших дошкольников.

Участники проекта: педагоги, дети младшего  дошкольного возраста, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 2020 -2021 год

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса в развитии личности и речи   младших дошкольников использовались следующие принципы. 

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе проведения игр-драматизаций с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интеграции.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской центральной детской библиотекой. Содержание фольклорного материала и авторских сказок определяется с учетом сочетания  всех видов деятельности при знакомстве детей с мордовской художественной литературой.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • Изучение литературы по  проведению сказкотерапевтических занятий.
  • Сбор информации.
  • Знакомство с авторскими сказками.

Основной:

  • Составление плана работы;
  • Привлечение родителей к поиску информации по данной теме «Игра-драматизация в развитии личности и речи младших дошкольников при проведении  занятий по сказкотерапии»

Заключительный:

  • Презентация.
  • Постановка новой проблемы.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

- ЦДД  театрализации и сюжетно-ролевых игр.

- Картины, иллюстрации к сказкам.

- Исторические документы, фотографии.

- Аудио, видео версии сказок

- Методическая, краеведческая, художественная литература.

  • Буклеты, наборы открыток.

Литература:

В работе по самообразованию  было использовано следующее методическое обеспечение: 

  1. Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ... Программа Детство 2014,
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера»,  2007.    
  4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб. 2004
  5. Киселева М.В.,  Арт-терапия в работе с детьми, «Просвещение»,  2008г.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / авт. О.В. Бурляева,  Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
  8. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
  9. Терновая Т. А. Играем в театр//Воспитатель.-2016.- №3.
  10. Ушакова  О. С. Занятия по развитию речи в детском саду.   М.

«Просвещение»,  2020г.

  1. Ушакова О.С. Гавриш  Н.В. Знакомим дошкольников с художественной  литературой. Конспекты занятий. М.- «Творческий центр», 1998.
  2. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотрапия и занятия по развитию связной  речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 208с.- (Программа развития)

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания и умения по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

- Проявление самостоятельности и творческой активности   в   конструктивной деятельности, свободное общение с сверстниками.

- Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатели:

- Составление перспективного плана работы  

- Практический материал по всем видам детской деятельности  

- Освоение инновационных технологий по речевому опхвитию дошкольников

-составление картотеки «Игры-импровизации при проведении сказкотерапии.

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

- Разработка конспектов занятий   досугов и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

-Размещение информации на сайте ДОУ.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

- ЦДД теартализвуии и сбжетно-ролевых игр.

- Уголки по краеведению в группах.

- Подбор материалов и разработка виртуальной  экскурсии  «Путешествие по сказкам».

Перспективное  планирование  работы по проекту

«Игра-драматизация в развитии личности и речи младших дошкольников при проведении сказкотерапии»

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

I.

II.

   

   

 

III.

Работа с кадрами

1.Изучение методической литературы.

Работа с детьми

1.Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.      

2Чтение сказок в свободной деятельности: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Машенька и медведь», «Красная Шапочка», «Лиса и журавль»,  «Три медведя», «Теремок», «Пугливая мышь»

3.Экскурсии

Виртуальная экскурсия «В гости к сказке»

4.Беседы с детьми

«Моя любимая сказка», «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?», «Какие вы, сказки?»,"Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой".

5.Занятия с детьми.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(Чтение художественной литературы»)

1)Чтение сказки «Три брата» Пер. В. Гурова (хакасская)

2)Чтение сказки  «Петушок и бобовое зернышко»  

3)Чтение мордовской сказки «Мышка»  4)Чтение сказки «Лиса- лапотница» 5)Мордовская сказка «Кто виноват?»

ОО Речевое развитие

(развитие речи)

1)Пересказ сказки «Курочка ряба»

2)Пересказ сказки «Репка»  

3)Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»

4) Пересказ сказки «Козлята и волк»

6.Дидактические игры

«Д/и «Подбери дорожку по цвету», «Угадай сказку», «Герои сказок», «Найди по описанию»,

«Волшебный мешочек».

 

7.Подвижные игры

Хороводные игры: «Заинька попляши…»,

Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса».

Мордовские народные игры: «В волков», «В  зайчиков»,

Игра «Угадай по движению»

Игры – упражнение па ритмизацию «Движения героев сказки»

8.Досуги и развлечения.

Викторина для детей «В мире сказок»  Загадки про сказки и сказочных героев.

9.Чтение художественной литературы.

Чтение и прослушивание сказок (в аудиозаписи): "Колобок", "Репка", "Теремок", «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Три медведя».

10.Самостоятельная художественная деятельность детей

Аппликация «Встреча с колобком», «Колобок катился по дорожке».

Рисование «Репка», «Колобок на окошке», «Божья коровка на зеленой травке»

Работа с родителями.

1.Разработка и подбор методической литературы.

2.Памятка «Значение сказок в жизни ребенка»

3.Рекомендации для родителей «Ребенок и книга»,«Какие сказки читать детям 4 лет»

3.Изготовление масок для сказок.

Изготовление книжки-малышки «Наша юбимая сказка ».

4.Консультации «Ребенок и сказки или как  читать их детям», «Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре»

5. Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

Конкурсы, выставки.

1.Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)

2.Выставка детских рисунков «Сказка-ложь....»,

Организация выставки творческих работ «В мире сказок».

автор проекта

автор проекта

автор проекта

автор проекта

 

автор проекта

родители

Автор, воспитатели,

Воспитатели

Воспитатели

Автор, воспитатели, родители.

Автор, воспитатели, родители.

Автор, воспитатели, родители.

Автор, воспитатели

Автор,

           Автор

Родители.

Автор.

родители

сентябрь

в течение года

в течение года

октябрь

В течение года

сентябрь

декабрь

март

апрель

май

сентябрь

ноябрь

январь

март

в течение года

в течение года

октябрь

ноябрь

в течение года

февраль

март

скетябрь

в  течение года

октяюрь

ноябрь

апрель

ДИАГНОСТИКА НА КОНЕЦ ГОДА

  1. Умение самостоятельно воспроизводить игровые действия, соответствующие тексту произведения.

№ п/п

Ф.И ребенка

Воспроизводят игровые действия, соответствующие тексту произведения

Затрудняются воспроизводить игровые действия, соответствующие тексту произведения

Не воспроизводят

игровые действия, соответствующие тексту произведения

1

Бегайкина М.

+

2

Беляков Влад

+

3

Ботаенков Егор

+

4

Букова Катя

+

5

Дудоров Давид

+

6

Еремеева Надя

+

7

Иларионов Д.

+

8

Каширская К.

+

9

Кошелев Миша

+

10

Куликова К.

+

11

Салямова  А.

+

12

Серегин К.

+

13

Сиськин Богдан

+

14

Тимоханов В.

+

15

Фадейкина С.

+

16

Фролов Сережа

+

17

Чебакова М.

+

18

Шигаева К.

+

19

Шипунов Глеб

+

20

Юмаев Артур

+

в. -11ч. (55%)

с. -5 ч..  (25%)

н. -4 ч..  (20%)

2.Желание дошкольников участвовать в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера сказочных героев, соответствующие тексту произведения.

№ п/п

Ф.И ребенка

Освоили характерные движения и звукоподражания на основе примера сказочных героев, соответствующие тексту произведения.

Затрудняются в освоении характерных движений и звукоподражаний на основе примера сказочных героев, соответствующие тексту произведения.

Не освоили характерные движения и звукоподражания на основе примера сказочных героев, соответствующие тексту произведения.

1

Бегайкина М.

+

2

Беляков Влад

3

Ботаенков Егор

+

4

Букова Катя

+

5

Дудоров Давид

+

6

Еремеева Надя

+

7

Иларионов Д.

+

8

Каширская К.

+

9

Кошелев Миша

+

10

Куликова К.

+

11

Салямова  А.

+

12

Серегин К.

+

13

Сиськин Богдан

+

14

Тимоханов В.

15

Фадейкина С.

+

16

Фролов Сережа

+

17

Чебакова М.

+

18

Шигаева К.

+

19

Шипунов Глеб

+

20

Юмаев Артур

+

в. -17ч (85 %)

с. -2 ч.  (10 %)

н. -1 ч.(5 %)

3.Умение выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональные состояния.

№ п/п

Ф.И ребенка

Умеют выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональные состояния.

Затрудняются выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональные состояния.

Не освоили умение выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональные состояния.

1

Бегайкина М.

+

2

Беляков Влад

+

3

Ботаенков Егор

+

4

Букова Катя

+

5

Дудоров Давид

+

6

Еремеева Надя

+

7

Иларионов Д.

+

8

Каширская К.

+

9

Кошелев Миша

+

10

Куликова К.

+

11

Салямова  А.

+

12

Серегин К.

+

13

Сиськин Богдан

+

14

Тимоханов В.

15

Фадейкина С.

+

16

Фролов Сережа

+

17

Чебакова М.

+

18

Шигаева К.

+

19

Шипунов Глеб

+

20

Юмаев Артур

+

в. -16 ч. (80 %)

с. -4 ч. (20 %)

н. -0 ч (0 %)

4. Желание создавать игровые ситуации для решения возникших проблем с героями сказок.

№ п/п

Ф.И ребенка

Создают игровые ситуации для решения возникших проблем с героями сказок.

Затрудняются создавать игровые ситуации для решения возникших проблем с героями сказок.

Не умеют создавать игровые ситуации для решения возникших проблем с героями сказок.

1

Бегайкина М.

+

2

Беляков Влад

+

3

Ботаенков Егор

+

4

Букова Катя

+

5

Дудоров Давид

+

6

Еремеева Надя

+

7

Иларионов Д.

+

8

Каширская К.

+

9

Кошелев Миша

+

10

Куликова К.

+

11

Салямова  А.

+

12

Серегин К.

+

13

Сиськин Богдан

+

14

Тимоханов В.

+

15

Фадейкина С.

+

16

Фролов Сережа

+

17

Чебакова М.

+

18

Шигаева К.

+

19

Шипунов Глеб

+

20

Юмаев Артур

+

в. - 6ч.  (30 %)

с. 8  ч..  (40 %)

н. -6 ч.  (30 %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- драматизация как средство развития читательского интереса у старших дошкольников

Использование произведений детской художественной литературы в качестве информационного поля является наилучшим фундаментом для дошкольного образования.При этом важно помнить,что она должна соответсво...

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .

Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи....

Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.

Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников.

Игры по развитию звуковой культуры речи детей 3-4 лет....

Игра драматизация как средство развития театрализованных умений у старших дошкольников

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

Игра драматизация как средство развития театрализованных умений у старших дошкольников

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...