Игра- драматизация как средство развития читательского интереса у старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Нургалиева Маргарита Галимяновна

Использование произведений детской художественной литературы в качестве информационного поля является наилучшим фундаментом для дошкольного образования.При этом важно помнить,что она должна соответсвовать интересам,возрасту и уровню развития ребенка.Активное включение старшего дошкольника в работу с детской художественной литературой в условиях игры- драматизации способствует эмоционально-образному восприятию произведения;пониманию смысла текста;проявлению творческой речевой деятельности в процессе интерпретации художественного произведения,соответственно,у ребенка развивается читательский интерес.Таким образом,увеличивается его словарный запас,развиваются коммуникативные навыки,что в свою очередь отражается на уровне социализации дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – драматизация как средство развития читательского

интереса у старших дошкольников

Игра - драматизация как важное средство развития читательского интереса у старших дошкольников.

1. Полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Подготовленность к игре-драматизации можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

2. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что её воздействие зависит на ребенка, прежде всего, от его художественной ценности. Критерием художественности является: взаимодействие содержания произведения и его формы; доступность литературного произведения; соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; при отборе книг учитываются возрастные особенности ребенка: внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные задачи.

3. Очень важно практиковать повторное чтение книг: знакомое произведение вызывает оживление, и дети начинают высказываться; со второго прочтения отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на понимание событий, изображенных в произведении: дети не только рассказывают о том, что им прочитали, но и как прочитали. Чтобы поднять интерес и настроение у детей при чтении литературы, нужно быть образным, выразительным.

4. Компоненты ознакомления с литературой и последующей драматизации: восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними; воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения, участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.); воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация), с использованием средств художественной выразительности; создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений.

5. Перед показом любой сказки проходят репетиции. Это важный момент для развития интереса к чтению, речи и коммуникации, так как именно в ходе репетиций дети учатся обсуждать книгу, договариваться и обсуждать, как ее разыграть.

6. При разработке игр-драматизаций для развития интереса к чтению учитывают принципы :

- Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает такую организацию процесса взаимодействия, при которой то или иное мероприятие является логическим продолжением проводившихся ранее, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает развитие на более высокий уровень.

- Деятельностный принцип. Основным способом развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка. Базовым видом деятельности для работы с детьми у нас является игра-драматизация и личностно-ориентированное общение со взрослыми и сверстниками.

- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо учитывать особенности социальной ситуации развития, свойственные старшему дошкольному возрасту и особенности развития детей.

- Принцип комплексности методов воздействия. В рамках этого принципа в работу с детьми закладывается необходимость использования многообразных методов и приемов.

7. Деятельность реализуется по этапам. Первый этап работы - организационный - был направлен на пробуждение интереса к чтению и взаимодействию в драматизации у всех участников эксперимента. Второй этап -

основной, предполагает решение взаимосвязанных задач на развитие интереса к чтению. Основными на этом этапе являются непосредственно игры-драматизации по произведениям из книг. Третий этап является заключительным и имеет своей целью закрепление интереса к чтению.

8. Используют: чтение произведений, беседы, рассматривание иллюстраций, посещение театрализованного представления. Интерес к драматизации пробуждается у детей за счет выразительного прочтения, выделения интонацией и голосом ситуаций взаимодействия в сказке. Для развития интереса к чтению также используется: совместная подготовка атрибутов, чтение и драматизация отдельных сценок произведения, проигрывание этюдов на выражение разных средств общения, организация совместной продуктивной деятельности по подготовке к драматизации и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников

Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь....

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

Буктрейлер, как средство формирования читательского интереса у старших дошкольников.

Данная работа посвящена проблеме повышения уровня читательской активности среди дошкольников. Проблема имеет глобальный масштаб, поскольку наша страна постепенно теряет статус самой читающей в мире.Та...

Игра драматизация как средство развития театрализованных умений у старших дошкольников

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

Игра драматизация как средство развития театрализованных умений у старших дошкольников

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...