Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа)
Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-_aktualnost_problemy.doc | 99.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Березовский детский сад № 4»
Игра-драматизация, как средство
формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников
Воспитатель высшей квалификационной категории
Калашникова Светлана Валентиновна
п. Березовка 2016 год
«Формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек» Л. Волобуева.
В современном обществе наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно - нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение. Все это обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, совершает поступки, основываясь на социально-нравственных ценностях.
Я считаю, что дошкольное детство – это самый важный период усвоения норм морали и социальных способов поведения. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду приобретает особую актуальность и значимость.
В основу моей педагогической работы была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества, навыки общения – социально-нравственные ценности.
Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
В начале 2015-2016 учебного года у детей старшего возраста, мной проводились беседы по сказке «Заюшкина избушка», в процессе которых изучалось представление детей о нравственных ценностях с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).
В ходе исследования пришла к выводу – что у более чем 35 % детей представление детей о социально-нравственных ценностях не достаточно развито, что приводит к эмоциональному неблагополучию в группе.
Результаты исследования представлены в диаграмме.
Для решения этой проблемы, я разработала и реализовываю проект «Дарите людям добро» по формированию социально- нравственных ценностей через игру-драматизацию.
Так как игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является методом воспитания и обучения ребят, поэтому важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представление о социально-нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора.
Обозначила цель проекта: эффективное использование игр-драматизаций в воспитании социально-нравственных ценностей у дошкольников.
Для осуществления цели определила следующие задачи:
- способствовать усвоению детьми социально-нравственных ценностей;
- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
- изучить возможности игр - драматизации в формировании социально- нравственных ценностей;
- включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс.
Данный проект содержит четыре этапа.
I. «Уголок сказки»
Цель: формирование у детей таких социально-нравственных ценностей как доброта, справедливость, терпение, оказание помощи друг другу, трудолюбие через создание условий для организации игр-драматизаций.
Реализация этапа по созданию развивающей среды
Работа по формированию социально-нравственных ценностей с детьми проводилась в соответствии с разработанным мной проектом.
В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:
- ширма для показа кукольного театра;
- театр верхних кукол;
- театр марионеток;
- настольный театр;
- театр масок и д.р.
- уголок для ряженья.
В результате осуществления проведенных мероприятий у детей:
- сформировался интерес к труду, воспиталось терпение, стремление беречь результаты чужого труда;
- развилось умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к другим детям, оказывать помощь друг другу, справедливо распределять роли.
II. «Семья и нравственность»
Цель: дать представление о влиянии игры - драматизации на формирование социально-нравственных ценностей, приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.
Формирование социально-нравственных ценностей у воспитанников предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.
Начиная работу по этой теме, столкнулась с тем, что родители очень часто, ссылаясь на занятость, не занимаются с детьми.
Проанализировав сложившееся положение в данной ситуации и для успешного ее решения поставила, для себя следующие задачи:
1. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата:
- составление плана работы с родителями по формированию нравственности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;
- подбор соответствующей литературы, в целях обогащения родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этике; о вопросах нравственного воспитания.
2. Раскрыть особенности формирования социально-нравственных ценностей, с тем чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как:
- консультации для родителей на тему «Игра - драматизация дома», «Домашний театр», «Давайте поиграем»;
- реализацию семейного проекта по изготовлению книги «Сказка на новый лад» в целях формирования произвольного поведения, стимулировать желания следовать законам добра;
- проведение родительского собрания на тему «Социально-равственное воспитание в семье».
Проведя анкетирование родителей на тему: «Дети и театр» получила положительный результат:
Родители не только стихийно приобщают детей к социально-нравственным ценностям (честность, справедливость, воспитанность, вежливость, желание делиться с другими), но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, посещения театра, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Устанавливают причинно-следственные связи между поступком ребенка и результатом.
III. «Ребенок и книга»
Я считаю, что сказки, являются особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Содержание игры - драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется мной с учетом их социально-нравственных ценностей.
Цель: помочь дошкольникам понять и прочувствовать образы героев, их поведение, способствовать развитию таких нравственных ценностей как любовь к людям, доброжелательность, совестливость, честность, правдивость.
Для осуществления поставленной цели мной был сделан отбор художественных произведений, являющихся содержанием игры - драматизации, на основе следующих критериев:
- соответствие литературного материала поставленной цели - по формированию социально-нравственных ценностей;
- доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;
- способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.
Опираясь на выделенные критерии, выделила следующий ряд произведений. К ним относятся следующие сказки:
- «Два жадных медвежонка»;
- «Зимовье зверей»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Морозко»;
- «Цветик-семицветик»;
- и многие другие.
Мной был разработан цикл занятий «Сказка ложь, да в ней намек». Разрабатывая занятия, ставила перед собой следующие задачи: развивать эмпатию, отзывчивость, терпимость, взаимопомощь; учить регулировать свое поведение нравственной нормой; формировать понимание добра и зла.
Разработала алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:
1) чтение;
2) повторное чтение;
3) беседа по прочитанному произведению;
4) пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть;
5) рассматривание книг, иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов;
6) игровые этюды;
7) игры - драматизации.
Провела работу по созданию развивающее пространства, которое включает в себя:
- библиотеку группы;
- книжный уголок в группе;
- книжная выставка.
Беседую по содержанию сказок, я смогла расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая; способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.
Проводимые беседы, были направлены на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.
Результативность этого блока: сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах научились эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности такие как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
IV. «Давайте жить дружно!» - игры – драматизации
Цель: учить самостоятельно, выбирать действия для эмоциональной выразительности социально-нравственных ценностей. Закрепление представлений детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость, сострадание, сопереживание. Вызывать желание радовать своим трудом других.
Четвертый этап реализовался через серию игр-драматизаций с целью формирования у дошкольников социально-нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев.
Сказка «Два жадных медвежонка»
Цель | Содержание |
Способствовать воспитанию у детей бережливости, уступчивости, доброты, щедрости. | Распределение ролей Установление декораций Разыгрывание сюжета произведения |
Сказка «Цветик - семицветик»
Цель | Содержание |
Способствовать развитию социальной адаптации дошкольников через формирование представлений о причинно-следственных связях нравственного и равнодушного поведения. | Содержание Распределение ролей Установление декораций Разыгрывание сюжета сказки |
Тематика и содержание игр-драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в сказке. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Герои становятся образцами для подражания. Перевоплощаясь в образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему нравственные качества, что позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Реализация четвертого этапа позволила достичь у дошкольников:
1. Сопоставляя действия персонажей и их поступки, дети на примерах научились эмоционально-чувствительно осознавать нравственные нормы и ценности.
2. Положительных взаимоотношений со сверстниками: отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, терпимости.
В ходе реализации данного проекта была проведена диагностика по изучению представлений о социально-нравственных ценностях у детей старшего возраста (автор Кошелева А.Д.) с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.
Результаты проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация данного проекта позволила мне, не перегружая детей образовательной деятельностью сделать нравственное воспитание естественным процессом. Я сделала вывод, что игры - драматизации являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка социально-нравственной сути тех или иных ценностей. В них дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, трудолюбие, совестливость, честность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов героев сказок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет, сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., исп. и доп.- М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
3. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.
4. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника [Текс] / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.
5. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. 1999. №12. С. 17-22.
6. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1975. - 256 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили июль 2019 год А ширбаевой Анастасии Сергеевне
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили июль 2019 год Поздняковой Наталье Викторовне
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» К уцевалову Владиславу Григорьевичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Помазкину Петру Павловичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» К еримову Тариель Тельман Оглы и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Терещенко Евгении Викторовне и Влавацкому Павлу Алексеевичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили
МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Чемякиной Ирине Анатольевне и Герингер Александру Александровичу и юль 2019 год Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В. Хитаришвили
Уважаемая Позднякова Наталья Викторовна! Дети и педагоги группы благодарят Вас за искреннее, чуткое внимательное отношение к проблемам образовательного учреждения, за неподдельный интерес и участие в жизни группы. Несмотря на занятость, нехватку времени Вы, находите в себе силы не поддаваться жизненным обстоятельствам, остаётесь неравнодушной к жизни нашей группы «Теремок». Спасибо Вам за отзывчивость и старание, помощь и энтузиазм. Вы наша поддержка во всех начинаниях! Благодарность МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Е.В . Хитаришвили сентябрь 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2
В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...