Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима» 25.01.2021
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Морзавицкая Екатерина Александровна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима»

Разработала воспитатель ГБДОУ №53  Кировского района Морзавицкая Е.А

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима»

Разработала воспитатель ГБДОУ №53  Кировского района Морзавицкая Е.А

Цель: закрепление понятий «зима», «зимние признаки»

Задачи:  расширить  словарный  запас по теме «зима», продолжить знакомство со способами словообразования при помощи приставок и суффиксов, закрепить понятие о однокоренных словах, упражнять в умении подбирать слова – описания к заданному предмету, закреплять умение составлять предложения с заданным словом.

Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Оборудование: 3 картинки с изображением зимнего леса в разный период (начало, середина, конец зимы); картинки с изображением зимних явлений природы;  сюжетные картинки о зиме, зимних забавах магнитная доска; мягкий мячик.

Организационный момент:

Дети стоят на ковре полукругом.

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем друг другу настроение, Для этого я предлагаю все взяться за руки и сказать волшебные слова:

 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться  - доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро я вам говорю,

Улыбку свою я вам подарю!

Молодцы, подарили друг другу улыбки, теперь, с хорошим настроением,  можно немножко позаниматься. Присаживайтесь на ковер.

Я вам загадаю загадку, а вы подумайте, о чем мы будем сегодня разговаривать.

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила!

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, конечно это зима. Давайте немного поиграем. Я начинаю предложение и кидаю кому-то из вас мячик. Вы заканчиваете фразу и кидаете мячик назад.

Вот и наступила….. (зима)
Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы рассказали бабушке о нашей.…(зиме) 
Нам было весело играть….(зимой)

Ход НОД

Молодцы, ребята, а кто мне может перечислить зимние месяцы.

Ответы детей.

Какой первый месяц, второй, третий

Умнички, а теперь посмотрите, пожалуйста,  на картинки и скажите, какое время года на них изображено, полным предложением. (3 картинки с разным зимним лесом).

Ответы детей.

А почему это именно зима? Назовите другие признаки зимы.

Ответы детей.

Воспитатель:  А как вы думаете, это один и тот же период зимы изображен. Почему.

Ответы детей (в начале зимы то-то, в середине, в конце…)

Воспитатель: А какие явления природы можно наблюдать зимой?

Воспитатель: Великолепно. Давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика  « Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,           (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.           (идут по столу указательным и средним  пальчиками)

Бабу снежную лепили,                 (лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,        (крошат хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились,       (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)

 А ещё в снегу валялись.              (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.         (отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.            (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

Воспитатель: А теперь, детки давайте поиграем в такую игру. Я говорю вам существительное, а вы по очереди называете его признак, не повторяясь.

Зима какая? (холодная, снежная, морозная, вьюжная и тд)

Снег какой? (белый, яркий, холодный, искрящийся, хрустящий и тд)

Солнце зимой какое? (яркое, высокое, холодное и тд)

Мороз какой? (сильный, крепкий, злой и тд)

Сосулька какая? (прозрачная, холодная, большая, длинная, гладкая и тд)

Погода зимой какая?  (ветреная, холодная, снежная и тд)

Воспитатель: Молодцы. Теперь, помогите мне закончить стихотворение. У меня слова тут некоторые потерялись

   Тихо, тихо, как во сне,

   Падает на землю ...                            (Снег).

   С неба все скользят пушинки —

   Серебристые ...                                   (Снежинки) . 

   На поселки, на лужок,

   Все снижается ...                                (Снежок)

   Вот веселье для ребят —

   Все сильнее ...                                     (Снегопад.)

   Все бегут вперегонки,

   Все хотят играть в ...                         (Снежки)

   Словно в белый пуховик

   Нарядился ...                                        (Снеговик.) 

   Рядом снежная фигурка —

   Эта девочка — ...                                 (Снегурка).

   На снегу-то, посмотри —

   С красной грудкой ...                          (Снегири).

Супер, спасибо, все слова подобрали. А кто из вас сможет мне их все назвать.

Ответы детей (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)

На какое одно слово они все похожи? Правильно, это слово – снег. А остальные для него родственные или однокоренные.

Давайте попробуем подобрать родственные слова к слову зима и лед

Ответы детей.

Молодцы, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили (махи руками)

А потом с горы катились (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки)

В Таню кинули снежком (имитация кидания снежка)

В Мишу кинули снежком – получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Воспитатель:

Ну что, отдохнули немного, а теперь собрались с мыслями,  и будем делать следующее задание. Давайте, придумаем по одному предложению с заданным словом. Например, Маша, придумай предложение со словом зима.

(Зимой на улице холодно и много снега)

Ваня, со словом снег

( Я люблю строить из снега крепость.)

Лиза, со словом сугроб

( Папа сделал на площадке из большого сугроба горку) и тд

Воспитатель: Здорово! Много красивых предложений придумали. А сейчас я вам предлагаю попробовать составить  рассказ по картинкам. Вы все умеете и любите это делать. Но попрошу внимательно рассматривать картинку, составлять красивые правильные предложения, не перебивать друг друга и не торопиться.

Предлагаю посмотреть на первую картинку и составляю, как пример, свой небольшой рассказ. Потом меняю картинку и предлагаю кому-то из детей составить свой рассказ.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы ребята. У вас получились красивые, интересные рассказы.

Давайте вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

Какие природные явления характерны для него?

Назовите по порядку зимние месяцы

А какие мы задания сегодня выполняли?

А что показалось трудным?

Я рада за вас, вы все превосходно справились с заданиями, наше занятие закончилось. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...