Конспект ООД на тему: «Поможем Карику и Вале вернуться домой»
план-конспект занятия по развитию речи

Васильева Ольга Михайловна

ООД в области речевого развития на тему: «Поможем Карику и Вале вернуться домой» (для детей подготовительной группы) с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_karik_i_valya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД на тему:

«Поможем Карику и Вале вернуться домой»

(для детей подготовительной группы)

с использованием мнемотехники

Задачи:

Речевое развитие:  Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме «Насекомые». Развивать связную речь.  Развивать словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Познавательное  развитие: Систематизировать и закрепить представление детей об образе жизни насекомых; их строении; где живут, чем питаются; их вреде и пользе для человека и природы.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение  к природе и её обитателям.

Оборудование и материал: ноутбук, запись «Шум вертолёта», предметные картинки – насекомые, игрушка «стрекоза», мнемотехническая таблица для составления описательного рассказа «Насекомые».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Насекомые», просмотр презентации «Кто такие насекомые», наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение детской энциклопедии «Насекомые», чтение сказок и стихов по данной теме, просмотр мультипликационного фильма «Приключение Карика и Вали», прослушивание музыкального произведения Римского-Корсакова «Полёт шмеля», рисование и лепка по теме «Насекомые».

Ход ООД:

 Ребята, сегодня на мою электронную почту пришло письмо.

Это письмо прислал профессор Иван Гермогенович Енотов, занимающийся изучением насекомых. Он пишет, что с детьми братом  и сестрой, которых зовут Карик  и Валя, приключилась удивительная история. В его лаборатории они случайно уменьшились до размера насекомых и куда-то пропали. Профессор Енотов предполагает, что они попали в захватывающий мир насекомых, живущий по своим законам, неведомым человеку.

Профессор просит нас помочь вернуть скорее Карика и Валю.

Чтобы дети вернулись  скорее  домой и стали опять таким, какими были раньше, нужно будет выполнить задания профессора.

Поможем Карику и Вале вернуться домой?

Первое задание профессора, это отправиться в путешествие в лес.

– Мы должны отправиться в лес, но наше  средство передвижения, зашифровано в этом насекомом.

(Воспитатель показывает детям стрекозу – игрушку).

 Как вы думаете, что нам хочет сказать профессор?

(Предположение детей).

Докажите, что это насекомое похоже на вертолёт!  (ответы детей)

Значит, мы отправляемся в путь на маленьком вертолёте, который  приземлиться на лесной цветочной полянке. 

Давайте представим, что мы садимся  в вертолёт и отправляемся в путь.

(Звучит запись шума вертолёта).

 Пока мы летим, мы продолжим выполнять задания профессора. Профессор просит отгадать загадки.

Воспитатель загадывает детям загадки.

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел.(бабочка)

Не зверь, не птица, 
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.(Комар)

Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней,
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки.(Божья коровка)

В лесу у пня — суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит. (Муравьи)

С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёная спинка.(Кузнечик)

Как можно назвать, одним словом  этих существ?  (Ответы детей)

Каких насекомых вы  ещё знаете? (ответы детей).

Ребята, вспомните, почему этих существ так называют? (Ответы детей)

Если хорошо разглядеть насекомых, то на их тельце видны   поперечные полоски «насечки». 

Чем питаются насекомые? (Ответы детей)

(Воспитатель обобщает ответы детей)

Насекомые питаются листьями, стеблями, плодами, древесиной, корой деревьев, лакомятся нектаром и пыльцой цветов.

Есть насекомые – хищники, они питаются, охотясь на других насекомых.

Чтобы профессор убедился, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру.

Проводится игра  «Четвёртый лишний».

1. Комар, муха, воробей, таракан

2. Шмель, бабочка, кошка, блоха.

3. Таракан, кузнечик, ворона, жук.

4. Бабочка, мошка, муравей, синица.

Многие насекомые приносят природе  и человеку большую пользу. А некоторые насекомые приносят вред.

Какую пользу приносят насекомые? Какой приносят вред? (Ответы детей)

Вот мы и прилетели на лесную цветочную полянку.

Как вы думаете, почему эта полянка так называется? (Ответы детей)

Аромат от цветов очень сильно привлекает насекомых. Значит, здесь на полянке мы обязательно встретим  насекомых. 

Посмотрите, но на полянке никого нет, не видно ни одного насекомого. А почему мы никого не видим? Правильно, все насекомые попрятались от шума вертолёта. Но мы попробуем их отыскать. Давайте прислушаемся

и вспомним, как  насекомые подают голоса?

Проводится игра «Кто как голос подаёт?»

Комар – пищит.                                            

Жук – жужжит.                                            

Кузнечик – стрекочет.      

Бабочка – шелестит.

На полянке сейчас тихо и никаких голосов не слышно.

Куда же попрятались все насекомые?

Воспитатель выставляет картинку,  проводится игра «Кто, где находится?»

Следующее задание профессора, это посчитать насекомых.

Воспитатель начинает счет, дети продолжают (от 1до 5).

Например: один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комара и т.п. Слова: трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка.

Следующие задание, которое просит выполнить профессор, это назвать насекомое ласково.

Проводится игра «Назови ласково».

Например: муравей - муравьишка, комар-комарик, усы - усики, крылья – крылышки.

А теперь нам нужно превратить насекомое в великана.

Воспитатель называет насекомое, задача ребёнка назвать то же насекомое, но с увеличительными оттенками.

Например: Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище.

 В следующем задании  нужно будет «поймать звук».

Проводится игра «Поймай звук»

Ребята,   хлопните   в  ладоши,   если   звук,  который я назову, есть в слове.

И определите, где он находиться  (в начале,  в середине или в конце слова).

Например:

Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [к]:  гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.

Звук [с]:  мошка, стрекоза, гусеница, муравей, пчела, оса.

Физкультминутка «Насекомые»

Жу-жу-жу, -жужжит пчела:

я лечу издалека.

(поднимают руки в стороны и ритмично ими машут как "крылышками")

Зу-зу-зу,- комар пищит,

Укусить скорей спешит.

(ритмично выбрасывают указательные пальчики вперед)

Уф-Уф-Уф, - как паровоз,

шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притопывают ногами)

Жук гудит: гу-жу, гу-жу,

Я любого разбужу.

(ритмично хлопают в ладоши)

Ребята, а теперь давайте представим, что на нашей  согретой солнышком лесной полянке мы стоим и наблюдаем,  чем же  занимаются насекомые.

Проводится игра  «Подбери словечко».

 Я начну, а вы должны будете закончить предложение.

(ответы детей по одному).        

Бабочка что делает? Летает, опыляет, прячется …

Муравей  что делает? Ползает, трудится, вылезает…

Пчела – что делает? Летает, трудится, опыляет, жужжит, жалит…

Комар – что делает? Летает, кусает, пищит, вредит…

Кузнечик – что делает? Прыгает, ест, стрекочит…

Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая …

Муравей – трудолюбивый, коричневый, полезный, заботливый…

Пчела –мохнатая, трудолюбивая, красивая, полезная…

Комар – чёрный, лёгкий, вредный…

Божья коровка – красивая, яркая, полезная…

– Следующее  задание, которое просит выполнить профессор, это исправить ошибки.

Проводится игра «Исправь ошибку»

Бабушка летает около цветка.

Пила летит и жужжит.

Лук ползет по веточке.

Воробей залез в муравейник.

- Последнее задание профессора, это составить  описательный рассказ любого насекомого, с которым мы встретились в лесу на полянке.

Составление описательного рассказа с опорой на мнемотехническую таблицу.

- Молодцы ребята! Вы смогли выполнить все задания профессора.

Теперь Карик с Валей вновь станут такими, как были раньше. Профессор их вернёт домой,  и нам тоже пора возвращаться.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие задания профессора вам показались самыми интересными?

- Какие задания профессора вам показались более сложными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия На тему:" Поможем Незнайке" по ПДД

Программные задачи: уточнить и расширить представления детей об улице. Закрепит знания детей о правилах дорожного движения. Расширить знания детей о транспорте, о движении, о светофоре, дорожных...

конспект НОД на тему "Поможем лягушонку" образовательная область "Познание" для детей 6-7 лет

конспект НОД  для детей подготовительной к школе группе с применением парциальной программы Н.А.Рыжовой...

Конспект интегрированного занятия Тема «Поможем Незнайке» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(коммуникация, обучение грамоте, познание)...

Конспект ООД на тему: «Поможем Карику и Вале вернуться домой»

Конспект ООД в области речевого развития на тему: «Поможем Карику и Вале вернуться домой» (для детей подготовительной группы) с использованием мнемотехники....

Презентация на тему "Весна"; Конспект занятия на тему "Поможем весне своими знаниями"

Презентация на тему "Весна"; Конспект занятия на тему "Поможем весне своими знаниями"...

Конспект НОД по ФЭМП "Поможем малышу Гео найти дорогу домой" в подготовительной к школе группы с использованием технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Данный конспект занятия разработан на основе методических рекомендаций И.А. Помораевой и В.А. Позина по ФЭМП ( Сентябрь - занятие № 1 )...