Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи

Предназначена для совместной игры взрослого и ребенка, направлена на развитие речевой активности, формирование диалогической речи, овладение навыками и умениями речевого и тактильного взаимодействия ребенком со взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 7

Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие диалогической речи

Автор: Агеева В.Г.

Предназначена для совместной игры взрослого и ребенка, направлена на развитие речевой активности, формирование диалогической речи, овладение навыками и умениями речевого и тактильного взаимодействия ребенком со взрослыми и сверстниками,

Цель: обогащение словарного запаса, развитие речевого аппарата, звуковой культуры речи, речевого этикета; развитие координации движения рук, развитие моторики рук; развитие памяти, мышления, воображения; формирование умений согласовывать действия, распределять роли, умение договариваться, овладение навыками самоконтроля, регуляции речи (тем, громкость, интонация).

Название и текст

Движения

1

«Всем привет»

«Всем привет и здравствуйте!» –

Громко я скажу, -

«Как дела, товарищи?»

Я у всех спрошу.

И ответят мне друзья, -

«Все отлично, хорошо!»

Как же замечательно,

В детский садик я пришел.

Пальцы широко растопырены, ладошки направлены вперед. Движения вперед-назад, в стороны.

Пальца растопырены, сжимают-разжимают пальцы в кулачок.

Игра парами в ладошки.

Хлопают в ладоши.

2

«Петрушка»

«Дай, пожалуйста, игрушку…» -

Я у друга попрошу.

«А, взамен я дам Петрушку!» -

И петрушку покажу.

«Посмотри, какой Петрушка!

В смешных штанишках, в колпачке!».

Друг мне даст тогда игрушку,

И «Спасибо!» - скажет мне.

Ладошки соединить, локти отвести в стороны. Покачивание вперед-назад сомкнутыми кистями рук.

Ладошки направлены вверх, покачиваем кистями рук. Имитация предложения предмета.

Пальцы вместе, кисти перед собой, ладонями вперед. Движения по оси до упора и обратно.

Ладони вместе, локти разведены в стороны, кисть руки толкает, не отрывая ладони, в противоположную сторону (по очереди)

3

«Спасибо, мамочка!»

«Спасибо!» - скажу своей мамочке,

За вкусный обед и за прянички,

За вкусный компот и конфеты,

И за мясные котлеты!

Ладошки направлены вверх, покачивание кистями вверх-вниз.

Одна кисть – «Тарелка», вторая – «ложка» - имитация приема пищи.

Прянички – сжимание кисти руки в кулачок.

Компот – «складываем пальчики в кружечку».

Конфеты – пальцы в «щепоток», ладони направлены вниз.

Котлеты – кисти рук «лодочкой», прижаты ребрами друг к другу.

4

«Друзья»

Много у меня друзей!

Все мне помогают!

Говорить им всем «Спасибо!»,

Я не забываю.

Пальцы оттопырены, ладони вперед (покачиваем вперед-назад)

Оттопыренные пальцы кистей рук смыкаем в замок, качаем.

Прижимаем ладони к груди.

Протягиваем ладони вперед.

5

«Прощание»

«До свидания! Прощай!»,

Уходя скажи.

Никогда не забывай,

ручкой помаши.

Левой кистью руки машем.

Правой кистью руки машем.

Ведущей рукой, указательным пальцем качаем вперед-назад.

Обеими кистями рук машем.

6

«Поиграем»

«Буду я играть зайчонком, он будет по кустам скакать!»

«Я тогда возьму бельчонка,

Орешки будет он щелкать!»

«Дружно будем мы играть, вместе пальцы разминать!»

Пальцами складываем «зайчонка»

Имитируем, как зайчик скачет.

Пальцами складываем «бельчонка», как «котик», только большой палец прижимает средний и безымянный пальцы.

Большой и средний с безымянным разжимаем-сжимает – грызет орешки.

Выполняют в парах. Кисти рук параллельно друг другу, не меняя положения кистей рук, движения влево-вправо производят хлопки, при этом ладонь партнера хлопает по верхней стороне ладони и т.д.

7

«Юла»

«Крутись, крутить, моя юла,

Мой волчок веселый.

Где резвилась, где была?»

«В городах и селах,

развлекала детвору,

разгоняла я тоску!»

Трут кисти рук друг о друга.

Пальцы друг к другу прижаты, круговые движения кистями рук в одну сторону, в другую сторону.

В городах – ладони направлены вперед, в селах – кисти рук держим «крышей».

Пальцы растопырены, направлены вверх, движения пои в обе стороны до упора.

8

«Гармошка»

Гармошку в руки я возьму,

Заиграю музыку.

«Ты, играй, моя гармонь,

На радость карапузикам!»

Кисти рук сжаты в кулаки, имитация игры на гармошке.

Кисти рук ладонями друг к другу, параллельно, волнистые движения кистями рук.

Не меняя положения рук, шевелим пальцами, имитируем игру по клавишам.

Хлопаем в ладоши.

9

«Угадай»

Первый ребенок: «Угадай, что покажу?»

Второй ребенок: (угадывает)

«Никому я не скажу,

лучше тоже покажу!»

(показывает действие).

Дети: (угадывают, кто угадал, продолжает игру)

«Никому я не скажу,

лучше тоже покажу!»

(игра продолжается)

Ребенок показывает любое движение.

Дети угадывают.

Угадавший продолжает игру.

Игра продолжается.

10

«Машина»

По дороге мчит машина.

«Куда, машина, так спешишь?»

«У меня пробило шину,

Слышишь этот звук?»

Ш – ш – ш

Руки сжаты в кулак, имитация «крутим руль».

Кисти рук направлены ладонями вниз, перекрестные движения.

Кисти рук хлопают друг друга ладонь об тыльную сторону, ладони также направлены вниз.

Подносят ладони ко рту, произносят звук.

 

11

«Помогаю бабушке»

Мою чисто я посуду:

Чашки намываю,

вилки протираю,

ложки в ящичек сложил,

блюдца все составил.

Даже начистил кастрюлю,

На радость милой бабуле.

Имитируем мытье посуды, круговые движения ладони об ладонь.

Гладим кулаки поочерёдно.

Пальцами потягиваем скользящим движением пальцы.

Пожимаем четыре пальца одной руки, потом другой.

 

12

«Самолет»

«Самолет летит по небу!

У-у-у

Хочет облететь планету,

только он не облетит».

«Почему?»

«Потому что, это – кит!

Кит плывет по морю,

О-о-о

хочет все моря проплыть,

только он не проплывает».

«Почему?»

«Потому что, это – кот!»

А-а-а

Ладони прямые, имитируем полет в воздухе.

Ладони в «ковшик» волнистые движения. имитация кита на плывущего на волнах.

Складываем «кота» из пальцев

13

«Мышка»

«Здравствуй, мышка! Где была?»

«Зернышки искала».

«Мышка, мышка! Как дела?»

«Что-то я устала».

Ладони направлены вперед, сжимаем пальцы (пальцы растопырены широко, либо вместе)

Имитация «сыпем зернышки» пальцами.

Ладони направлены вверх, сжимаем пальцы.

Ладошки вместе и под щеку закладываем, имитируем «сон».

14

«Солнышко»

Солнышко лучистое,

загляни в окошко!

С утра мылась-намывалась:

Личико чистое, чистые ладошки,

И теперь готовы в пляс

пуститься мои ножки!

Руки вверх, растопыриваем пальцы, сжимаем пальцы.

Имитируем движение «моем лицо».

Показываем ладошки.

Трясем, либо топаем, ногами.

15

«Ветерок»

«Ветер, ветер, ветерок,

Дуй, дуй, не спеши

И меня ты освежи!»

«Дую, дую, освежаю,

(на игру, на завтрак, на обед, ко сну и т.д.) всех созываю!»

Над головой поднимаем руки, совершаем плавные движения в стороны.

Ладонями машем себе в лицо.

Взрослый созывающими движениями приглашает ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фор...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...